«Химия и Жизнь», Июнь 2021

В номере:

Пчелиная напасть
Проблемы и методы науки
С.М. Комаров
Медоносные пчелы гибнут. Гибнут повсеместно и от разных причин. Порой пчелиный мор охватывает огромные территории. Так, этой зимой он прошелся по югу России от Донбасса до Урала и выкосил 60–80% пчелиных семей, причем не только у любителей, но и у профессионалов с пасеками в сотни ульев. Ученые и практики пчеловодства ищут причины и способы борьбы с мором, но успехи пока что не впечатляют.
Синева
Полуоткрытая статья
Синий цвет красив и функционален. Он помогает отпугнуть хищника, привлечь к себе внимание или, напротив, затаиться. К сожалению, в синий сложно покраситься, но животные и растения нашли способы, как это сделать.
Органеллы без мембран
О.В. Космачевская
Команда ученых из Университета Буффало и Университета Айовы решила смоделировать процесс сборки безмембранных органелл in vitro.
Кто разбудит стволовые клетки мышц?
О.В. Космачевская
Ученые из Университета Монаша (Австралия) обнаружили белок NAMPT (Nicotinamide Phosphoribosyltransferase), который выводит стволовые клетки в мышцах из состояния покоя.
У пингвинов особый гемоглобин
О.В. Космачевская
Ученые из Университета Небраски-Линкольна реконструировали и буквально воскресили две предковые версии гемоглобина пингвинов: гемоглобин общего предка пингвинов (AncSphen) и предка, общего для пингвинов и их ближайших, не ныряющих родственников — буревестников и альбатросов (AncPro).
Судьба В-клеток
О.В. Космачевская
Ученые из США исследовали метилирование ДНК в обоих типах B-клеток и их предшественниках proB-клетках на разных стадиях развития. Оказалось, что судьба В-клетки, превратится она в В-1 или B-2, зависит от метилирования, управляемого белком DNMT3A (ДНК-метилтрансфераза).
Левое и правое: главная загадка жизни
А.В. Кулик
Живое вещество оптически асимметрично: при его построении использована лишь одна группа хиральных изомеров органических молекул, а другая проигнорирована. Важен ли этот феномен для понимания происхождения и сущности жизни?
Вселенская левизна
С.М. Комаров
Пожалуй, один из главных вопросов, связанный с многовековым спором о происхождении оптической асимметрии живого вещества, звучит так: этот феномен земного происхождения или носит вселенский характер? Ответ на него принципиален.
Лев Блюменфельд: химик, биофизик, поэт
Полуоткрытая статья
Двадцать третьего ноября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного физикохимика и биофизика Льва Александровича Блюменфельда (1921–2002). Он был в числе первых, кто применил к биомолекулам строгие методы химии и физики и стоял у истоков советской биофизики. А еще — писал замечательные стихи.
Зачем язык науке? А математика — преподаванию?
Спросите учителя
Л.А. Ашкинази
Языки позволяют сообщать информацию о том, чего в данный момент в данном месте нет («в том ущелье есть хорошие орехи», «он мой друг, но он тоже ее любит», «черная дыра»). А также строить обозначения для того, что есть в разных промежуточных смыслах («куздра», «сингулярность», «тараканы в голове у автора»). Возможность называть то, что есть в промежуточном смысле, принципиально важна для существования науки. И языки имеют иерархическую структуру. Как бы нам это отразить в преподавании?
Внутренний диалог мозга
Результаты: нейрофизиология
Группа ученых Стэнфордского университета поставила серию экспериментов для изучения электрического состояния нейронов макак до и в момент принятия ими элементарных решений.
Погружение в сериал
Результаты: нейрофизиология
Исследователи Университета штата Огайо сделали еще один шаг к пониманию того, каким образом люди сравнивают себя со своими кумирами и что при этом происходит в человеческом мозгу. Ученые изучили реакции двух десятков зрителей знаменитого на весь мир сериала «Игра престолов».
Мыши в коме
Результаты: нейрофизиология
Недавно в печати появилось одно из первых исследований связности нейронов мышиного мозга при длительной коме. Его выполнила группа из пяти ученых из нью-йоркского Колумбийского университета.
Что такое гипноз?
Результаты: нейрофизиология
Сравнительному анализу гипнотического состояния посвящена новая работа физиологов Университета Турку. Исследователи установили, что во время гипноза отдельные области мозга испытуемого действуют более независимо друг от друга, чем в состоянии бодрствования.
Лечение сном
Результаты: нейрофизиология
Ученые из Орегонского университета здравоохранения изучили влияние сна на восстановление после черепно-мозговых травм. Руководимый им коллектив провел диагностику состояния 56 ветеранов войн в Ираке и Афганистане, травмированных взрывами и наблюдавшимися в клинике длительное время.
Наука vs лженаука
Л. Жеуч
С началом нашего тысячелетия вынесенная в заголовок дихотомия наполнилась особым смыслом. В наше время истина перестала существовать. А то, что раньше ученые называли заблуждением, теперь именуют лженаукой. Заблуждающемуся можно было что-то объяснить, его можно было научить, в крайнем случае, его можно было пожурить. Ведь со временем он наверняка убедится в правоте тех, кто буквально на глазах меняет нашу жизнь к лучшему благодаря своему научному пониманию мира. Либо, наоборот, наука признает его правоту.
Вертолет для Марса и Земли?
Результаты: астрофизика
Телетрансляцию первого сорокасекундного полета первого внеземного вертолета «Индженьюити» провел 19 апреля этого года американский марсоход «Персеверанс».
Металлические вулканы
Результаты: астрофизика
Интересуясь вулканизмом на телах, состоящих в основном из металлов, четверо физиков Северо-Каролинского университета решили с помощью модельного эксперимента узнать, как образуются потоки металлической лавы.
Загадка марсианских спутников
Результаты: астрофизика
Недавно в журнале «Nature» опубликована еще одна статья о происхождении марсианских спутников Фобоса и Деймоса. Основная идея работы — спутники когда-то были частями единого тела — не нова, однако подкреплена точными расчетами, учитывающими самые последние данные, полученные космическими аппаратами.
Первая межзвездная —  старейшая из комет
Результаты: астрофизика
Благодаря всесторонним исследованиям кометы Чурюмова — Герасименко зондом Розетта, удалось связать поляриметрические данные с информацией о составе поверхности кометы. Неудивительно, что международная группа астрофизиков из Арманской обсерватории и планетария Ирландии применили этот метод к комете Борисова. Данные, полученные в Южной европейской обсерватории, удивили ученых.
Юные звезды центра Галактики
Результаты: астрофизика
Международная команда из полутора десятков ученых заинтересовалась особенностями механизма рождения звезд у черной дыры нашей Галактики.
Три катуабы
В солнечной Бразилии великое изобилие всевозможных растений, в том числе лекарственных. Индейцы особенно ценят средства, укрепляющие физические и умственные силы. Одно из них — катуаба. Местные жители пьют отвар из коры растения (а в наше время и спиртовой экстракт из нее) при усталости и стрессе. Катуаба укрепляет слабеющую память, помогает при бессоннице, неврозах, ипохондрии и расстройствах пищеварения. Но чаще всего катуабу используют как афродизиак и средство от полового бессилия.
Архейский провал?
Результаты: геофизика
Недавно канадские геологи всесторонне исследовали рельеф и геохронологию области Маниитсок на побережье Юго-Западной Гренландии. Полученные данные ставят под сомнение ударную природу региона и объясняют его появление эндогенными геологическими процессами.
Механизмы искусственных землетрясений
Результаты: геофизика
Геофизики из Министерства энергетики США выясняли, как механические напряжения, возникающие при закачке жидкости в скважины, передаются к разломам разных размеров.
Два в одном
Результаты: геофизика
Геофизики Санкт-Петербургского государственного университета вместе с коллегами из Института геофизики и метеорологии Университета Кельна и Индийского технологического института в Харагпуре развивают новый метод изучения местной геологии: комбинацию электротомографии и радиомагнитотеллурического зондирования.
Родники вокруг островов
Результаты: геофизика
Группа американских геофизиков из Гавайского университета в Маноа продемонстрировала эффективность электромагнитных методов обнаружения чистой воды на дне океана.
Коллективы космической погоды
Результаты: геофизика
Британские исследователи из Университета Уорвика выяснили, что субштормы представляют собой элементы глобальной токовой системы, локализованной в высоких широтах и охватывающей примерно треть поверхности земного шара.
Химическая фантастика, фантастическая химия
История завтра
А. Речкин
Химические вещества, реактивы и препараты давно вошли в нашу повседневную жизнь и прочно в ней обосновались. Пищевые добавки, лекарства, бытовая химия… Какие вещества будут облегчать, а может и усложнять нашу жизнь завтра? Писатели-фантасты грезили не только космосом или конструировали города и общества будущего. Они создавали фантастическую химию.
Блинжуйский моллюск