«Химия и Жизнь», Июнь 2021

В номере:

Комаров С.М.
  Проблемы и методы науки

Медоносные пчелы гибнут. Гибнут повсеместно и от разных причин. Порой пчелиный мор охватывает огромные территории. Так, этой зимой он прошелся по югу России от Донбасса до Урала и выкосил 60–80% пчелиных семей, причем не только у любителей, но и у профессионалов с пасеками в сотни ульев. Ученые и практики пчеловодства ищут причины и способы борьбы с мором, но успехи пока что не впечатляют.

Синий цвет красив и функционален. Он помогает отпугнуть хищника, привлечь к себе внимание или, напротив, затаиться. К сожалению, в синий сложно покраситься, но животные и растения нашли способы, как это сделать.

Результаты: биохимия

Команда ученых из Университета Буффало и Университета Айовы решила смоделировать процесс сборки безмембранных органелл in vitro.

Результаты: биохимия

Ученые из Университета Монаша (Австралия) обнаружили белок NAMPT (Nicotinamide Phosphoribosyltransferase), который выводит стволовые клетки в мышцах из состояния покоя.

Результаты: биохимия

Ученые из Университета Небраски-Линкольна реконструировали и буквально воскресили две предковые версии гемоглобина пингвинов: гемоглобин общего предка пингвинов (AncSphen) и предка, общего для пингвинов и их ближайших, не ныряющих родственников — буревестников и альбатросов (AncPro).

Результаты: биохимия

Ученые из США исследовали метилирование ДНК в обоих типах B-клеток и их предшественниках proB-клетках на разных стадиях развития. Оказалось, что судьба В-клетки, превратится она в В-1 или B-2, зависит от метилирования, управляемого белком DNMT3A (ДНК-метилтрансфераза).

Кулик А.В.

prev_2021_06_20.jpgЖивое вещество оптически асимметрично: при его построении использована лишь одна группа хиральных изомеров органических молекул, а другая проигнорирована. Важен ли этот феномен для понимания происхождения и сущности жизни?

Комаров С.М.

Пожалуй, один из главных вопросов, связанный с многовековым спором о происхождении оптической асимметрии живого вещества, звучит так: этот феномен земного происхождения или носит вселенский характер? Ответ на него принципиален. Если первое, значит, жизнь на Земле может быть уникальным явлением и никаких братьев не то, что по разуму, но даже по ДНК у нас скорее всего нет. Если же левизна аминокислот и правизна сахаров имеет вселенское происхождение, значит, в любом ее уголке на определенной стадии развития планетарных систем возникают условия для появления именно нашей, углевод-азотной жизни. Тогда и собратья по ДНК имеются. Ответ на такой вопрос связан с астрономическими штудиями. Оказывается, они предоставляют немало материала для размышлений.

Двадцать третьего ноября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного физикохимика и биофизика Льва Александровича Блюменфельда (1921–2002). Он был в числе первых, кто применил к биомолекулам строгие методы химии и физики и стоял у истоков советской биофизики. А еще — писал замечательные стихи.

Спросите учителя

prev_2021_06_32.jpgЯзыки позволяют сообщать информацию о том, чего в данный момент в данном месте нет («в том ущелье есть хорошие орехи», «он мой друг, но он тоже ее любит», «черная дыра»). А также строить обозначения для того, что есть в разных промежуточных смыслах («куздра», «сингулярность», «тараканы в голове у автора»). Возможность называть то, что есть в промежуточном смысле, принципиально важна для существования науки. И языки имеют иерархическую структуру. Как бы нам это отразить в преподавании?

Результаты: нейрофизиология

Группа ученых Стэнфордского университета поставила серию экспериментов для изучения электрического состояния нейронов макак до и в момент принятия ими элементарных решений.

Результаты: нейрофизиология

Исследователи Университета штата Огайо сделали еще один шаг к пониманию того, каким образом люди сравнивают себя со своими кумирами и что при этом происходит в человеческом мозгу. Ученые изучили реакции двух десятков зрителей знаменитого на весь мир сериала «Игра престолов».

Результаты: нейрофизиология

Недавно в печати появилось одно из первых исследований связности нейронов мышиного мозга при длительной коме. Его выполнила группа из пяти ученых из нью-йоркского Колумбийского университета.

Результаты: нейрофизиология

Сравнительному анализу гипнотического состояния посвящена новая работа физиологов Университета Турку. Исследователи установили, что во время гипноза отдельные области мозга испытуемого действуют более независимо друг от друга, чем в состоянии бодрствования.

Результаты: нейрофизиология

Ученые из Орегонского университета здравоохранения изучили влияние сна на восстановление после черепно-мозговых травм. Руководимый им коллектив провел диагностику состояния 56 ветеранов войн в Ираке и Афганистане, травмированных взрывами и наблюдавшимися в клинике длительное время.

Жеуч Л.

С началом нашего тысячелетия вынесенная в заголовок дихотомия наполнилась особым смыслом. В наше время истина перестала существовать. А то, что раньше ученые называли заблуждением, теперь именуют лженаукой. Заблуждающемуся можно было что-то объяснить, его можно было научить, в крайнем случае, его можно было пожурить. Ведь со временем он наверняка убедится в правоте тех, кто буквально на глазах меняет нашу жизнь к лучшему благодаря своему научному пониманию мира. Либо, наоборот, наука признает его правоту.

Результаты: астрофизика

Телетрансляцию первого сорокасекундного полета первого внеземного вертолета «Индженьюити» провел 19 апреля этого года американский марсоход «Персеверанс».

Результаты: астрофизика

Интересуясь вулканизмом на телах, состоящих в основном из металлов, четверо физиков Северо-Каролинского университета решили с помощью модельного эксперимента узнать, как образуются потоки металлической лавы.

Результаты: астрофизика

Недавно в журнале «Nature» опубликована еще одна статья о происхождении марсианских спутников Фобоса и Деймоса. Основная идея работы — спутники когда-то были частями единого тела — не нова, однако подкреплена точными расчетами, учитывающими самые последние данные, полученные космическими аппаратами.

Результаты: астрофизика

Благодаря всесторонним исследованиям кометы Чурюмова — Герасименко зондом Розетта, удалось связать поляриметрические данные с информацией о составе поверхности кометы. Неудивительно, что международная группа астрофизиков из Арманской обсерватории и планетария Ирландии применили этот метод к комете Борисова. Данные, полученные в Южной европейской обсерватории, удивили ученых.

Результаты: астрофизика

Международная команда из полутора десятков ученых заинтересовалась особенностями механизма рождения звезд у черной дыры нашей Галактики.

В солнечной Бразилии великое изобилие всевозможных растений, в том числе лекарственных. Индейцы особенно ценят средства, укрепляющие физические и умственные силы. Одно из них — катуаба. Местные жители пьют отвар из коры растения (а в наше время и спиртовой экстракт из нее) при усталости и стрессе. Катуаба укрепляет слабеющую память, помогает при бессоннице, неврозах, ипохондрии и расстройствах пищеварения. Но чаще всего катуабу используют как афродизиак и средство от полового бессилия.

Результаты: геофизика

Недавно канадские геологи всесторонне исследовали рельеф и геохронологию области Маниитсок на побережье Юго-Западной Гренландии. Полученные данные ставят под сомнение ударную природу региона и объясняют его появление эндогенными геологическими процессами.

Результаты: геофизика

Геофизики из Министерства энергетики США выясняли, как механические напряжения, возникающие при закачке жидкости в скважины, передаются к разломам разных размеров.

Результаты: геофизика

Геофизики Санкт-Петербургского государственного университета вместе с коллегами из Института геофизики и метеорологии Университета Кельна и Индийского технологического института в Харагпуре развивают новый метод изучения местной геологии: комбинацию электротомографии и радиомагнитотеллурического зондирования.

Результаты: геофизика

Группа американских геофизиков из Гавайского университета в Маноа продемонстрировала эффективность электромагнитных методов обнаружения чистой воды на дне океана.

Результаты: геофизика

Британские исследователи из Университета Уорвика выяснили, что субштормы представляют собой элементы глобальной токовой системы, локализованной в высоких широтах и охватывающей примерно треть поверхности земного шара.

Александр Речкин
  История завтра

Химические вещества, реактивы и препараты давно вошли в нашу повседневную жизнь и прочно в ней обосновались. Пищевые добавки, лекарства, бытовая химия… Какие вещества будут облегчать, а может и усложнять нашу жизнь завтра? Писатели-фантасты грезили не только космосом или конструировали города и общества будущего. Они создавали фантастическую химию.

Александр Кузнецов

Мистер Прюмст Востриц был гурманом-коллекционером. Его жизненным правилом было — не пробовать одного и того же блюда более одного раза. Благо он мог себе это позволить.
Разумеется, мистер Прюмст не входил в число богатейших людей Галактики. Тем не менее, благодаря тому, что его прадедушка в свое время крайне удачно прибрал к рукам ториевые месторождения на Канопусе-7, состояние мистера Вострица было весьма и весьма значительным. Так что он мог в полной мере отдаваться своему хобби. А именно — каждый день посещать новые рестораны.

Андрей Загородний

Вали в море, старикашка, вали в море! Когда-то он сам кричал так же и, оказавшись рядом, толкал старое тело подальше от берега. Старик не нужен здесь, в стае. А там он нужен рыбе, которая живет на глубине. Здесь, на мелководье, он ест вкусные водоросли, которых и так мало. Пусть плывет туда, где водорослей нет. И еще там, дальше от берега, старик накормит большую черную рыбу, которая, может быть, приплывет сегодня. Рыба любит глубину; насытившись, она не полезет на мелководье.