Химия и Жизнь - Три катуабы | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 2021 №6

Три катуабы

Н. Ручкина

pic_2021_06_46.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

В солнечной Бразилии великое изобилие всевозможных растений, в том числе лекарственных. Индейцы особенно ценят средства, укрепляющие физические и умственные силы. Одно из них — катуаба. Местные жители пьют отвар из коры растения (а в наше время и спиртовой экстракт из нее) при усталости и стрессе. Катуаба укрепляет слабеющую память, помогает при бессоннице, неврозах, ипохондрии и расстройствах пищеварения. Но чаще всего катуабу используют как афродизиак и средство от полового бессилия.

С катуабой белые люди познакомились гораздо позже, чем с гуараной или кокой. Считается, что первым ее упомянул в 1860 году бразильский ботаник Фрейре Алемао, опубликовавший в газете статью под названием «Катуаба». На языках коренных жителей catuaba, catuiba или caatuyba означают «хороший лист» или «хорошее растение». Другие исследователи, ссылаясь на язык индейцев тупи, переводят это слово как «настоящий мужчина», что для афродизиака вполне объяснимо.  Однако проблемы перевода — сущая ерунда по сравнению с путаницей, возникшей, когда профессиональные ученые приступили к описанию и классификации растения.

Первым катуабу описал бразильский исследователь Артур Жозе да Сильва в 1906 году и назвал ее Erythroxylum catuaba. К сожалению, ученые долго не могли отыскать растение, соответствующее этому описанию, и только в конце ХХ века пришли к выводу, что да Сильва, скорее всего, имел в виду Trichilia catigua, а вида E. catuaba не существует. А вообще, в Бразилии катуабой называют несколько растений, относящихся к разным родам и семействам. Основных видов три.

Жители тропической бразильской саванны зовут катуабой анемопегму Anemopaegma arvense, она же A. mirandum. Это многолетний листопадный кустарник высотой 30—40 см с крупными кожистыми листьями и крупными же цветками, белыми или желтыми колокольчиками. Анемопегму официально признали лекарственным растением в 1926 году и включили в первую Бразильскую фармакопею. Поэтому растение получило гордое имя «catuaba verdadeira», то есть настоящая, или официальная катуаба.

Тонизирующий напиток, стимулирующий нервную систему, обычно приготовляют не из коры анемопегмы, а из корня. Корень длиной до десяти, а шириной до пятнадцати сантиметров имеет цилиндрическую форму. Поверхность у него шероховатая, сердцевина желтовато-коричневого цвета. Корень не пахнет, на вкус немного вяжущий, с горчинкой. Он содержит флавоноиды, среди которых рутин, кверцетин и катуабин А.

pic_2021_06_47-1.jpg

Катуаба маленькая

Впрочем, наземные части растения тоже используют, экстракт листьев останавливает рост некоторых бактерий и грибков, в том числе синегнойной палочки и кандиды. Кору стебля заваривают как чай при тревоге, хроническом бронхите и бронхиальной астме.

Лечебные свойства экстрактов из разных частей настоящей катуабы исследуют с 1930-х годов, однако клинических испытаний никто не проводил, а экспериментов на животных немного. Растение официально признано безопасным, побочных действий не имеющим. Его способность усиливать мужскую потенцию ученые пока не подтвердили.  Тем не менее бразильцы этот афродизиак очень ценят и даже шутят, что, если отцу больше шестидесяти лет, его сын — дитя катуабы.

К сожалению, на саванны, где растет A. arvense,  наступают города и сельскохозяйственные угодья. Из-за сокращения площадей и долгого, нерегулируемого использования анемопегма  исчезает, сейчас ее пробуют выращивать в теплицах. С рынков A. arvense фактически исчезла, под именем «catuaba verdadeira» продают другие растения, чаще всего кору T. catigua, но могут и мусор какой-нибудь насыпать. Специалисты не устают напоминать, как важен систематический контроль качества растительного сырья.

Индейцы тупи, живущие на юге Бразилии, называют катуабой Erythroxylum vacciniifolium. Это кустарник или небольшое деревце высотой три — пять метров. Крона у него жидкая, листочки небольшие, оранжевые цветки собраны в соцветия, плоды-костянки овальные, темно-желтые. Отвар его коры тупи пьют регулярно, несмотря на то что эффективность и безопасность снадобья не доказаны. Состав эритроксилума сейчас активно исследуют. Хотя E. vacciniifolium — ближайший родственник коки, кокаина он не содержит, зато у него нашли много других алкалоидов, один из которых назвали катуабином А и теперь путают с одноименным флавоноидом анемопегмы.

Бразильцы называют эритроксилум маленькой катуабой. Следовательно, есть и большая — уже известная нам Trichilia catigua, десятиметровое дерево с бело-желтыми цветками и красными плодами. Кора у него тонкая и гладкая, снаружи серая, внутри красноватая, окрашивает кожу в желтый цвет. На вкус она горькая и вяжущая. Трихилия растет в лесах Южной и Центральной Америки, некоторые специалисты считают ее бразильским эндемиком. Именно это растение использует сейчас бразильская индустрия фитомедицины, именно его имеет в виду, когда речь идет о катуабе.

pic_2021_06_47-2.jpg

Катуаба настоящая

Экстракт коры трихилии подавляет рост некоторых бактерий, в том числе золотистого стафилококка и восковой бациллы Bacillus cereus, кишечной и синегнойной палочки, а также размножение полиовируса (возбудителя полиомиелита) и вируса простого герпеса HSV1.

В Бразилии выпускают препарат, название которого мы рекламировать не будем. Он содержит экстракты трихилии, дерева муиры пуамы (Ptychopetalum olacoides) и пфафии. Его флавоноиды и сапонины, по утверждению создателей, стимулируют расщепление жиров и подкожную микроциркуляцию, поэтому помогают от целлюлита. Эффективность препарата не доказана.

Другое средство традиционной медицины, очень популярное, называется катуама. Раньше его готовили из водно-спиртовых экстрактов четырех бразильских растений: гуараны, катуабы, имбиря и муиры пуамы. Теперь два последних компонента заменили на южноамериканское травянистое растение Croton heliotropiifolius. Катуаму выпускают в виде раствора и капсул и используют как тонизирующее средство при умственной и физической усталости, стрессе и мышечной слабости. Катуама, как и экстракт коры трихилии, вызывает длительное расслабление кавернозного тела (у кроликов), а это ключевой шаг к эрекции. В то же время оба препарата снижают численность и объем клеток Лейдига, синтезирующих в семенниках тестостерон и другие андрогенные гормоны, — проверено на крысах. На репродуктивную способность сыновей крыс, принимавших катуаму, лекарство не влияет.

Катуама и трихилия помогают кроликам при аритмии, крысам при депрессии, на мышей действуют как обезболивающее и ослабляют у них повреждения головного мозга, вызванные ишемией. Биохимические исследования позволяют надеяться, что экстракт коры трихилии обладает противовоспалительным действием, лечит угри и задерживает старение кожи. Эмульсию с экстрактом трихилии, которую предполагают использовать в косметических целях, испытали на кроликах. За две недели она проникла в глубокие слои кожи и ничего не повредила. Животные не помолодели.

Ученые также исследуют способность растения справляться со стрессами и усталостью.

Клинических испытаний катуамы и экстракта трихилии почти нет. Двойное слепое исследование показало, что катуама помогает пациентам с синдромом жжения во рту. У больных нарушена передача нервных импульсов из ротовой полости в мозг, отчего возникает ощущение жжения, которое не сопровождается воспалением. К сожалению, исследование малочисленное, в каждой группе было немногим более тридцати участников.

Здоровые добровольцы обоего пола принимали катуаму дважды в день в течение четырех недель и не обнаружили никаких нежелательных побочных эффектов. Вообще-то препарат продают в Бразилии с 1995 года, и никто на него до сих пор не жаловался. Но приятно лишний раз убедиться в безопасности такого популярного средства.

Традиции живучи. В Бразилии любую катуабу считают афродизиаком с «доказанной эффективностью», а также лечат ею заболевания, связанные с центральной нервной системой, в том числе бессонницу, ипохондрию, радикулит и невралгию. Европейские и американские фитотерапевты используют катуабу как стимулятор нервной деятельности и половой функции и тонизирующее средство при общем утомлении. Кору заваривают как чай и пьют до трех чашек в день или дважды в день принимают  по два-три миллилитра спиртовой настойки. И пусть действенность катуабы под вопросом, зато и вреда никакого.

pic_2021_06_48.jpg