В конце прошлого века ходил анекдот о том, как будущий эмигрант заявляет, что намерен жить в калифрнийском городе Санта-Барбара. На вопрос «почему?» он отвечает: «я там всех знаю!», ведь телесериал с одноименным названием был чрезвычайно популярен в нашей стране в период после исторического материализма. Да и сегодня в мире многие зрители не всегда разделяют себя и вымышленных экранных героев.
Исследователи Университета штата Огайо недавно сделали еще один шаг к пониманию того, каким образом люди сравнивают себя со своими кумирами и что при этом происходит в человеческом мозгу. Трое ученых под руководством профессора психологии Дилана Вагнера изучали реакции двух десятков зрителей знаменитого на весь мир, можно сказать культового, сериала «Игра престолов». Это историческая драма о политическом и военном соперничестве правящих фамилий двух вымышленных континентов. В ней нет недостатка в самых разнообразных характерах, привлекательных и нет.
Каждый из участников эксперимента был поклонником одного или нескольких персонажей сериала и заранее назвал любимых героев. Испытуемые отвечали на длинные опросники, где высказывали мнения о самих себе, девяти своих друзьях и девяти героях сериала. Во время ответов ученые контролировали активность мозга респондентов с помощью магниторезонансной томографии. Она позволяет определить зоны его возбуждения, поскольку фиксирует даже небольшое нарастание притока крови к ним. А ведь когда человек думает о себе, кора передней части лобных долей возбуждается в большей степени, чем если он думает о друзьях.
В среднем самую малую активность у испытуемого наблюдали, когда он думал о героях сериала. Однако у фанатов определенных персонажей многое было по-другому. Мысли об их герое локализовывались там же, где мысли о самом себе: чем больше человек был погружен в жизнь любимого персонажа, тем более он отождествлял себя с ним.
Профессор Вагнер считает, что для некоторых впечатлительных людей ментальное слияние с героем сериала или книги — это способ стать иным человеком, взглянуть на мир другими глазами и слегка измениться самому. Думается, такой результат не вызовет удивления у вдумчивого читателя, тем более близкого к драматургии и театру. Достаточно вспомнить знаменитый роман Сомерсета Моэма «Театр», главная героиня которого, в сущности, не различает игру и реальную жизнь.
(Social Cognitive and Affective Neuroscience, 18 февраля 2021 года)