Статьи журнала

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgДесять лет назад биологи разработали алгоритм, позволяющий рассчитать траекторию распространения плесени. А теперь оказалось, что сети, созданные биологической системой и силой гравитации, удивительно похожи. Поэтому астрофизики заложили идеологию «плесневого» алгоритма в компьютерную программу. Так была построена трехмерная модель-карта расположения филаментов в нашей области Вселенной — до ста миллионов световых лет в радиусе от Земли.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgМожно ли рентгеновское излучение ближних галактик интерпретировать как сигнал от их темного вещества? Как оказалось, нет. Такой ответ закрывает очередной этап поиска стерильных нейтрино в темной материи.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgКак взаимодействует вещество в окрестностях сверхмассивной черной дыры? Это удалось рассмотреть телескопом ALMA, наблюдая за центральной дырой у молодой активной галактики, находящейся от нас на расстоянии в 11 млрд световых лет.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgАстрономы Корнеллского университета смоделировали спектры атмосферы Земли в видимой и ультрафиолетовой областях в разное время ее геологического развития. Пять моделей таких спектров вскоре позволят направленно вести поиск землеподобных экзопланет, находящихся от нас на расстоянии 50–100 световых лет.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_83.jpgПродолжая свое движение на периферию Солнечной системы, космический аппарат «Новые горизонты» в новогоднюю ночь 2019 года этот аппарат прицельно приблизился к астероиду Аррокоту и подробно исследовал его, собрав пятьдесят гигабайтов данных. Основная их часть уже получена, остальные поступят на Землю до осени 2020 года.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgУченые задались вопросом, могут ли нарушения в метаболизме влиять на сон? На этот вопрос решили ответить американские исследователи из университета Пенсильвании и университета Невады в Рино.

prev_2020_05-06_53.jpg

Группа ученых из Института проблем химической физики РАН (Черноголовка) синтезировала новые катионные одноядерные ДНКЖ (динитрозильные комплексы железа) и проверили, как они влияют на клетки – повышают их жизнеспособность или убивают.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgПолимерные импланты широко используют в костной хирургии. Для их изготовления необходим высокопористый материал, схожий с натуральной костью, в который легко прорастала бы костная ткань. Сделать его не так-то просто. Исследовательскому коллективу из НИТУ «МИСиС» и НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи удалось получить материал с 80%-ной пористостью.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_53.jpgИсследователи из института Рагона, Гарварда и Массачусетского технологического института совместно с коллегами со всего мира провели обширное исследование по поиску типов клеток, которые становятся мишенями для коронавируса. Так были выявлены клетки-мишени которые производят одновременно два белка, помогающих вирусу SARS-CoV-2 проникать в клетку.

(«ХиЖ» 2020, №5)

prev_2020_05-06_29.jpgЖидкий металл — проводник, а газообразный металл при не слишком больших давлениях — вроде изолятор. Вопрос: переходы газ—жидкость и изолятор—проводник – это один переход или два? Исследовали его и экспериментально, и теоретически, и вроде договорились, что у щелочных металлов это один, а у ртути — вроде два, а остальные очень уж сложно исследовать. Авторы работы А.Л.Хомкин и А.С.Шумихин (Объединенный институт высоких температур РАН) построили новую модель этого загадочного состояния, которое отчасти жидкость, а отчасти газ, и получили неплохое согласование с экспериментальными данными.

20.07.2021

Кристофер Хансон, старший лектор Университета Мальмё, давно изучает различные «стыдливые» фобии шведов. С недавних пор среди них оказалось и поедание кипрского сыра халуми.

06.07.2021 17:00:00

…исследователи выяснили, как будет меняться скорость астероида Апофис после 2029 года, что позволит использовать гравитационный маневр и избежать столкновения астероида с Землей в 2051 году…

…специально натренированные собаки учуивают коронавирус в образцах мочи с вероятностью 95%…

…неинвазивный метод стимуляции мозга с помощью сфокусированного ультразвука позволяет включать и выключать определенные типы нейронов и может быть использован при лечении нейродегенеративных заболеваний…

29.06.2021 17:00:00

Болезни желудка и кишечника превратились в этакий бич для человечества. На помощь могут прийти братья наши мельчайшие – бактерии. Нет, речь не идет о правильном питании с использованием пробиотиков.

23.06.2021 17:00:00

Оказывается, консолидацию разрозненных экстремистов в организованную группу можно отследить по динамике нарастания определенного содержания в Сети: ее удалось описать единым уравнением, используемым в физике при изучении морских волн.

16.06.2021 16:00:00