Науки о Земле

Анофелес С.
(«ХиЖ» 2020, №1)

prev_2020_01_18.jpgВсе знают, что Мировой океан — это кухня погоды нашей планеты. Оказывается, он может сыграть совершенно неожиданную роль в борьбе с глобальным потеплением. Способ, предлагаемый группой исследователей из Австрии и Бразилии, весьма рискованный, однако к нему придется прибегнуть, если другие, не менее рискованные способы радикального преобразования природы не сумеют сохранить человеческую цивилизацию в том виде, в каком мы ее знаем.

(«ХиЖ» 2019, №4)

prev_2019_04_28.jpgОсновная идея борьбы с глобальным потеплением — убрать тот углекислый газ, что образуется при сжигании органического топлива. Патентованное средство — сократить сжигание этого топлива. Однако есть и альтернатива — выкачивать углекислый газ из атмосферы: либо с помощью специальных устройств, которые надо создать, либо с помощью фотосинтезирующих организмов, которые надо культивировать. О первом пути, ведущем в мир, где топливо будут делать из воды и углекислого газа, мы недавно рассказывали. Посмотрим на второй путь, который приводит к деревянному миру, где главным конструкционным материалом оказывается древесина.

Вехов Н.В.
(«ХиЖ» 2018, №9)
prev_2018_09_46.jpg

Десять лет назад, в 2007—2008 годах, Земля отметила ударным научным трудом 4-­й Международный полярный год (МПГ). В этой связи было бы интересно вспомнить, с чего началась эра международных полярных исследований, когда состоялся Первый полярный год, какие страны в нем участвовали, кто был первым героем-­полярником и каких результатов добились ученые в первом мировом проекте подобного уровня.

(«ХиЖ» 2018, №9)
prev_2018_09_44.jpg

Широкую известность в конце первого десятилетия XXI века получил эксперимент по «удобрению океана» сотрудниками Института полярных и морских исследований в Бременхафене. Они решили проверить, можно ли уменьшить парниковый эффект, вызванный углекислым газом, удобряя океан соединениями железа. Дело в том, что американский океанограф Джон Мартин ранее показал, что для роста планктона в поверхностных слоях океана необходимы микроколичества железа.

(«ХиЖ» 2018, №6)

prev_2018_06_33.jpgСравнительно недавно слова «озоновая дыра», «озоновый щит Земли» не сходили со страниц ежедневных газет, о них кричали радио- и телепередачи, нас пугали статьями в интернете и в научно-популярных журналах. Термины «дыра», «щит» были наглядны, понятны, о них судачили даже те, кто не знал, что такое озон. Правительства ведущих стран мира принимали законы с целью снизить вредное воздействие человека на озоновый слой в стратосфере. Но все как-то постепенно стихло, и сейчас на эту тему редко можно увидеть новые сообщения и аналитические статьи. Значит ли это, что проблема рассосалась сама собой? Или страшилки были преувеличением?

prev_2018_03_33.jpg

Термин «экология» приобрел в наши дни большую популярность. И поминают экологию все, кому не лень. Путаница происходит из-за того, что в нашей стране слово «экология» употребляют в двух разных смыслах: «экология-1» — это дисциплина, изучающая биологические системы, а «экология-2» — это совокупность практических проблем, связанных с сохранением окружающей среды. Отношения между экологией-1 и экологией-2 несколько напоминают отношения между физиологией и медициной. Без знания физиологии грамотное лечение больного невозможно.

Мискинова Н.А., Швилкин Б.Н.
prev_2018_03_05.jpg

В самом начале космической эры, когда человек получил возможность взглянуть на Землю из космоса, в Сахаре была обнаружена огромная кольцевая структура диаметром около 50 километров. Ее назвали «оком Сахары», или «структурой Ришат». Впоследствии были обнаружены аналогичные кольцевые структуры, причем не только на Земле, но и на других обладающих атмосферой планетах Солнечной системы, и на спутниках Юпитера. Природа возникновения этих кольцевых структур точно не установлена, поэтому существует несколько групп гипотез. В этой статье приведены основные из них.

prev_2018_03_02.jpg

Недавно геологи МГУ раскрыли тайну происхождения кратера на Ямале, однако образование таких кратеров отнюдь не редкость. Геологи и геофизики с большим энтузиазмом изучают подобные явления и достигли некоторых успехов, хотя единства мнений о механизме образования гигантских дырок в земле не сложилось.

(«ХиЖ» 2017, №7)
prev_2017_07_14-2.jpg«Святой Грааль» химиков и биологов — тайна появления жизни на Земле. По этому поводу существует много гипотез, но наиболее стройной все же считается гипотеза абиогенеза. Весомым аргументом в ее пользу стал знаменитый эксперимент Миллера — Юри, в котором аминокислоты, входящие в состав белков, были получены из предполагаемых компонентов атмосферы добиотической Земли. Спустя 65 лет исследователи из Чехии показали, что в аналогичных условиях могли образоваться и азотистые основания РНК.
Савинов И.А., Рупасов С.В.
(«ХиЖ» 2017, №5)
prev_2017_05_44.jpgАвторы этой статьи, ботаник Иван Алексеевич Савинов и зоолог Сергей Валерьевич Рупасов, — педагоги и путешественники с большим опытом преподавательской и экспедиционной работы, члены Русского географического общества. По их убеждению, охрана природы и биологическое воспитание школьников тесно взаимосвязаны. Если б не заповедники и национальные парки, подростки, интересующиеся биологией, не могли бы познакомиться с дикой природой, запомнить, какой прекрасной она может и должна быть. А если новые поколения энтузиастов не придут в биологию и заповедное дело — кто позаботится о природе в новом тысячелетии?

19.01.2022 16:00:00

Россети при помощи Роснано и Росатома ввели в действие 31 электрохранилище общей емкостью чуть более 1,5 МВт·часов электричества сразу в нескольких российских регионах.