Физика

Комаров С.М.
(«ХиЖ» 2019, №12)

prev_2019_12_06.jpgНобелевскую премию по физике за 2019 год получили канадец Джеймс Пиблс, а также швейцарцы Мишель Майор и Дидье Кело. Первый внес большой вклад в теорию космологии, а оба швейцарских астронома первыми открыли планеты у звезд, подобных Солнцу. Про экзопланеты, счет которым пошел уже на сотни, «Химия и жизнь» рассказывала не раз, поэтому остановимся на целостной картине мира, полученной, в частности, и стараниями нобелевского лауреата этого года.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgВ Гарвардском университете (США) сделали радиопередатчик, в котором излучение лазера с длиной волны в единицы микрон, то есть в ближнем инфракрасном диапазоне, преобразуется в радиоволны микроволнового (СВЧ) диапазона

.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgДве группы исследователей независимо сообщили о наблюдении ими признаков сверхпроводимости в гидриде лантана под большим давлением при рекордно высокой температуре.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgВ Пусанском университете (Южная Корея) теоретически рассмотрели новое устройство, в котором входные сигналы должны непосредственно управлять напряжением на выходе.

prev_2019_11_40.jpg

В Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли создали микролазеры размером в несколько микрон, которые имеют порог генерации при минимальной мощности накачки 14 кВт/см2.

(«ХиЖ» 2019, №11)

prev_2019_11_40.jpgВ институте ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН создан уникальный экспериментальный стенд BETA (Beam of Electrons for materials Test Applications), на котором можно изучать воздействие экстремальных тепловых нагрузок на конструкционные материалы, планируемые к использованию в Международном экспериментальном термоядерном реакторе ИТЭР.

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_16.jpgНаука не стоит на месте — двигаясь по полю Природы, она оставляет за собой нагромождения данных. С ужасом смотрит на этот пейзаж нынешнее Образование, которое должно вложить все эти барханы информации в головенку существа, которое пока что с визгом носится по школе. А как образование делало это век или полтора назад, когда объем информации был меньше? Может быть, какие-то решения тех времен окажутся интересны сегодня?

(«ХиЖ» 2019, №9)

prev_2019_09_14.jpgКогда-то мы рассказывали об экспериментах Ю.Ю.Стойлова из ФИАНа, который вводил луч лазера в торец пленки из мыльного водного раствора и обнаружил то, что не склонные к подобной лексике физики назвали «чудо». Прошло некоторое время, и авторы вернулись к любимому объекту. На сей раз один из авторов занялся не пленкой, а ее краем, точнее — местом, где сходятся три пленки, треугольным ребром, то есть местом, где встречаются три пузыря, или два пузыря и воздух.

(«ХиЖ» 2019, №5)

Оказывается, к закону сохранения можно подойти творчески и получить нечто из видимого ничто. А именно, высечь искру из физического вакуума. Как это сделать — придумали физики из Старклайдского университета.

(«ХиЖ» 2019, №4)

prev_2019_04_46.jpgЧто принципиально изменилось в физике за последний век? Не в смысле новых экспериментов, новых данных и новых теорий, а в смысле самого подхода к исследованию Природы? Если спросить практикующего физика, что такое физика, — раздраженный тем, что его отвлекли от работы, он, скорее всего, буркнет что-то вроде «эксперимент представляет данные, теория объясняет результаты и предсказывает, а эксперимент проверяет, ну и если все хорошо, то нобелевка, а если нет, то меняй вольтметр или уточняй теорию». Понятно, что он отчасти шутит, отчасти завидует, отчасти радуется за коллег и свою физику, однако больше всего хочет, чтобы от него отстали. Но классическая историческая ситуация была именно такова, как он нам поведал.

24.03.2020 17:30:00

Инженеры­-химики из Корнеллского университета создали пластиковый охладитель, работающий по принципу системы терморегуляции человека

18.03.2020 17:30:00

Не секрет, что социальные сети дают огромный простор для социологов. Проанализировав возникающие в них дискуссии, можно составить представление о некоторых ценностях человеческого общества. Увы, эта идеальная картинка сильно подпорчена: в социальных сетях присутствует негуманоидный вклад.

02.03.2020 17:00:00

...выполненная по данным компьютерной томографии 3D-печать голосового тракта мумии египетского жреца, жившего 3000 лет назад, позволила услышать звуки его голоса...

...средняя нормальная температура тела у американцев с середины XIX века снизилась на полградуса...

...разработан летающий механизм с биогибридными крыльями по образцу голубиных — PigeonBot...

25.02.2020 16:30:00

Китайские ученые и студенты стали возвращаться на родину. Масштаб явления оценили исследователи из университета Огайо.

18.02.2020 17:30:00

Руководство НАСА запустило оригинальную программу государственно-народного софинансирования научных проектов.