В номере:
Доктор биологических наук Алексей Федорович Топунов, заведующий лабораторией в Институте биохимии имени Баха, автор нашего журнала, всю жизнь занимается исследованиями гемоглобинов, растительных и животных. Но круг его интересов значительно шире, хотя эти интересы тоже сформировал любимый им объект исследования. Почему гемоглобины могут служить молекулярными часами, есть ли жизнь во вселенной и что главное в пищевом поведении – обо всем этом с гостем рубрики беседует главный редактор журнала Любовь Николаевна Стрельникова.
Около 170 миллионов лет назад коренным образом изменились факторы, управляющие глобальной эволюцией Мирового океана. До этого развитие морских организмов главным образом контролировалось химическим составом океана и климатом. Примерно с середины юрского периода более важными становятся биологические факторы, такие как отношения хищник — жертва. К таким выводам пришли исследователи из Плимутского университета.
«Дегидроаспирин» — так называется мономер, который синтезировали ученые из японского Университета Синсю. Из этого вещества получается виниловый полимер, гидролизующийся в уксусную и салициловые кислоты — исходные вещества аспирина. Это один из немногих винильных полимеров, который достаточно просто подвергается вторичной переработке.
С 1960 по 1964 год на станцию Зюрзя (в 6 км от Красноуфимска), где во время войны был оборудован обширный складской комплекс для хранения продуктов, стали завозить монацитовый концентрат. Возможно, его хотели использовать как сырье для извлечения тория с целью сделать бомбу, а может, как источник редкоземельных элементов и фосфорных удобрений – история умалчивает. Главное же, что этим планам не суждено было сбыться и монацитовый песок до сих пор лежит мертвым грузом. В 90-е годы, когда экологическая сознательность граждан выросла, общество обнаружило, что песок-то радиоактивный.
Каждый из нас хоть раз в жизни ронял бутерброд на пол и на собственном опыте убедился, что таки да — бутерброд падает маслом вниз. Многие усматривают в этом проявление закона Мэрфи: «Если что-то может пойти не так, то это непременно случится». Закон Мэрфи, конечно, правильный, это подтверждает вся история человечества, но механизмы его проявления непонятны. Прямо скажем, они отдают мистикой, а мистику ученые ненавидят больше всего на свете. Поэтому «закону бутерброда», точнее говоря, попыткам его опровержения, посвящено огромное количество исследований.
Американский биохимик и генетик Брюс Эймс прославился разработкой теста имени себя, позволяющего быстро и просто оценить мутагенность химического соединения. Но со временем ученый заинтересовался проблемой здорового долголетия. И чем дольше Брюс Эймс разрабатывает эту тему, тем больше обнаруживает веществ, необходимых человеку для защиты от возрастных заболеваний.
Младенцы появляются на свет с чистым кишечником, его микробное сообщество постепенно формируется уже после рождения. Долгое время считали, что бактерии попадают в организм новорожденного извне: из вагины матери или из микробного сообщества ее кала, а грудное молоко стерильно. Но оказалось, что и молоко вносит свой вклад в формирование младенческой микрофлоры.
Когда говорят «сахар», то, как правило, имеют в виду сахарный песок или кусковой сахар-рафинад. С химической же точки зрения сахар — представитель сладких на вкус низкомолекулярных углеводов, которых много; чтобы подчеркнуть это, используют термин «сахара». А вообще углеводы — самые распространенные органические вещества на Земле; они составляют три четверти ежегодного производства биомассы, в основном это полисахариды (к ним относятся, например, крахмал и целлюлоза).
По всему Северному полушарию выше 45-й параллели растут березы. И нередко на их стволах можно встретить темный, почти черный, весь в трещинах нарост — чагу, разросшийся мицелий трутовика скошенного Inonotus obliquus. Чага, она же березовый гриб, — одно из известнейших российских средств народной медицины.
Также, как всегда, в номере: "Пишут, что...", "Короткие заметки", "Книги".