Книги
Мозг онлайн
Гэри Смолл, Гиги Ворган
Нынешние подростки, не выпускающие из рук мобильный телефон, часами пропадающие в Интернете и не отрывающиеся от компьютерных игр, хуже учатся, мало знают, испытывают явные трудности в общении друг с другом. Известный американский психиатр Гэри Смолл называет этот разрыв между поколениями «мозговой пропастью». Компьютер и Интернет перекраивают мозг «цифровых от рождения», заставляя его работать по-иному. Возможно, мы становимся свидетелями стремительного виража в эволюции мозга.
Интервью
Особый химический взгляд
Роалд Хофман
Роалд Хофман — профессор Корнельского университета и лауреат Нобелевской премии по химии 1981 года за разработку теории протекания химических реакций. Это ему принадлежит высказывание: что «нанотехнологии — это новое название, которое придумали для химии».
Интервью
Большая химия сегодня и завтра
С.В. Голубков
О настоящем и будущем российской химической промышленности рассказывает Сергей Викторович Голубков — человек, который знает эту отрасль и «до» и «после», поскольку проработал в ней более полувека.
Музей
Технические химеры
Л. Хатуль, А. Кузнецова
Устройства-химеры (совмещающие в себе несколько разных, прежде независимых устройств) известны давно. Например, карандаш с ластиком на конце или его древний прообраз — стило (его обратная сторона тоже служила «стеркой»). Сейчас технических химер особенно много (хотя бы сотовый телефон со встроенным фотоаппаратом). Авторы решили, что пора такие химеры классифицировать и определить принципы и условия совмещения нескольких устройств в одном.
Мифы нашего времени
Вред сотового телефона: ждите ответа...
С. Анофелес
Дискуссия о вреде сотовых телефонов тянется годами. Журналисты уже сообщали, что использование сотовых телефонов вызывает рак мозга. Однако проверка первоисточников показала: возможное вредное влияние этих приспособлений на организм изучается, но пока нет точных данных о том, что от них есть какой-то вред здоровью (конечно, если не пытаться набирать текстовое сообщение, одновременно управляя автомобилем).
Размышления
Индивид и ансамбль: молекулы, монетки, люди, звезды...
Л. Хатуль
Отдельные объекты (субъекты, индивиды) составляют ансамбли. Ансамбль можно определить как некоторое количество достаточно похожих объектов, то есть объектов с достаточно близкими значениями параметров. Определение очень неточное, но точнее не получается, поскольку непонятно насколько близки должны быть значения параметров. И как они распределяются? Кто бы так, сходу, предположил, что распределение слушателей по степени внимательности к лекции на самом деле бимодально? А в случае звезд мы и вообще не можем составить правильного представления об ансамбле, поскольку наблюдаем их в том состоянии, в котором они были какое-то, причем разное, время назад. По каким же законам мы, индивиды, составляем нечто целое — ансамбли?
Дискуссии
Чему учить на уроках химии?
Г. Эрлих
Падение интереса к естественным наукам у школьников — явление, к сожалению, закономерное. К сожалению — потому что это отрицательно сказывается на общем умственном и, как ни странно, нравственном развитии, мешает стать по-настоящему свободным человеком. Да и сами фактические знания, получаемые на уроках естественных наук, в частности, химии, тоже нужны взрослому человеку, даже не связанному с ними профессионально. В нашей стране удар по среднему образованию наносит еще и реформа, переводящая естественные науки в разряд предметов «по выбору». Автор объясняет почему так нужна химия для полноценного среднего образования и предлагает изменения в школьной программе, которые должны повысить интерес к нему у школьников.
История современности
Из воспоминаний патентного эксперта
Б.Я. Бейнфест
Казалось бы, защита интеллектуальной собственности — проблема чисто юридическая и для неспециалистов просто скучна. Но человек, проработавший в этой области около 40 лет, может рассказать много и поучительного, и смешного, и печального, вплоть до почти детективных историй.
Дискуссии
Зачем учить детей в школе?
Н.Х. Розов, А.В. Боровских
Очередные проекты реформ образования вызвали острую дискуссию в обществе. Однако разговоры о стандартах, часах и предметах оставляют в тени очень важный, основополагающий вопрос: зачем учить ребенка, зачем вообще нужна школа?
Гипотезы
Полет Кетцалькоатля
А. Мотыляев
Древние гигантские крылатые ящеры не должны были бы летать, по всем законам аэродинамики. Но они это делали. Как? Вероятно, дело в особой технике взлета...
Архив
Несколько слов о ноосфере
В.И. Вернадский
Еще в 1944 году Вернадский писал: «Лик планеты — биосфера — химически резко меняется человеком сознательно и главное образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды...»
Размышления
Наступил антропоцен?
С.М. Комаров
Голоцен закончился, теперь мы живем в новом геологическом периоде — антропоцене, когда сила человек стала сравнимой с силами стихий. Теперь у человечества есть два пути — либо постараться вернуться в голоцен, либо взять полное управление планетой на себя.
Размышления
Что бывает альтернативным
Л. Хатуль
Если спросить у Гугла, что бывает альтернативным, он ответит, что бывают например, альтернативная история (210 тысяч ссылок), альтернативная медицина (150 тысяч ссылок), альтернативная литература (58 тыс.), альтернативная психология (17 тыс.), альтернативная техника (12 тыс.), альтернативная педагогика (5300), альтернативная биология (1900), альтернативная философия (1600),альтернативная социология (1200), альтернативная религия (970), альтернативная химия (320). Интересно было бы понять, почему именно так распределилась популярность. Каковы вообще мотивы употребления словосочетания «альтернативное что-то»?
Проблемы и методы науки
Аспирин и его сущность
А.С. Садовский
Аспирин — это не только жаропонижающее и противовоспалительное средство. Он еще и кровь разжижает. Поэтому его принимают длительными курсами, чтобы снизить вероятность образования тромбов и предотвратить опасные сердечно-сосудистые заболевания. Эффективность аспирина доказана и проверена неоднократно. Но что можно сказать о его побочных эффектах? Новейшие исследования действия сверхнизких доз аспирина поражают.
Книги
Сверка с реальностью
Дж. Смит
Клинический психолог, профессор психологии Университета Рузвельта в Чикаго Джонатан Смит в книге «Псевдонаука и паранормальные явления. Критический анализ» рассказывает о том, как не попасть в ловушку псевдонаучности. В 1984 году он основал при Университете Рузвельта Институт стресса, причем в первую очередь для борьбы с псевдонаукой в этой области. Он даже создал специальную программу обучения критическому мышлению и здравой оценке необычайных заявлений о паранормальном.
Размышления
Императивы науки
А.В. Николаев
Развитие научных идей должно подчиняться требованиям некоторых научных императивов — непреложных истин, принципов, взглядов. Научные императивы медленно меняются со временем и должны бы подчиняться требованию коммунизма в широком смысле этого слова: истинность утверждения не должна зависеть от того, кем оно высказано, от национальной, религиозной или какой-то другой клановой принадлежности автора. Но это только «в принципе», на самом деле все обстоит не совсем так. Иногда даже — совсем не так. Поэтому смена императивов происходит в результате серьезной борьбы и носит революционный характер. Похоже, что сейчас мы вступили в такой этап развития научного знания.