Физика

Почему мы боимся пауков?
Почему мы боимся пауков?
Любовь Стрельникова
Боязнь пауков — самая распространенная фобия по отношению к животным. Каждая третья женщина и каждый пятый мужчина в мире испытывают страх при виде этих восьминогих членистоногих независимо от их размера.
Грецкие орехи против стресса
Грецкие орехи против стресса
Любовь Стрельникова
Есть ли простые способы борьбы с академическим стрессом? Не антидепрессанты, не гипноз, не сеансы психотерапии, а что-то простое, доступное и недорогое? Конечно — есть. Называется оно — грецкие орехи.
Интеллект и метаболиты
Результаты: физика
Интеллект и метаболиты
В теле человека постоянно присутствуют тысячи различных молекул, так называемых метаболитов, которые сложно идентифицировать простыми химическими методами, например анализами крови. Европейские ученые для их определения применили жидкостную хроматографию, масс-спектрометрию и искусственный интеллект, тренированный на данных десятков лабораторий мира. Работа обходит ограничения на прямое сравнение сведений разных источников. Свести предназначенную для тренировки ИИ информацию в единую базу ученым позволил тот факт, что последовательность разделенных фаз остается постоянной на разных приборах.
Как мозг очищает себя
Выбор главного редактора
Как мозг очищает себя
Л. Стрельникова
В Саратове исследовательская группа под руководством Оксаны Валерьевны Семячкиной-Глушковской открыла новую макроструктуру в мозге — лимфатические сосуды. Не крошечный нейрон, а целые сосуды! Это настоящая сенсация.
Иммунный ответ в носу
Иммунный ответ в носу
Любовь Стрельникова
Почему вирус предпочитает переохлажденный или замерзший организм? Что в нем не так? Оказывается, причину нужно искать в носу.
Что расскажет унитаз?
Короткие заметки
Что расскажет унитаз?
Как превратить это фаянсовое чудо техники в доброго помощника, способного предупредить о проблемах со здоровьем? О первых шагах к этому рассказали Дэвид Анкалле и Мая Гатлина на 183-й встрече Американского акустического общества.
Ручной диагноз
Ручной диагноз
А. Гурьянов
В восьмом номере нашего журнала мы познакомили читателей с висцеральной терапией. Это новый раздел медицины, созданный выдающимся врачом, нашим современником Александром Тимофеевичем Огуловым. В девятом и десятом номерах мы начали рассказ о применяемой им безынструментальной диагностике заболеваний, узнали о методах их выявления по лицу и полости рта. Теперь представляем элементы диагностики по рукам.
Мы не пьем, а лечимся
Мы не пьем, а лечимся
К больным людям относятся по-разному. Кто посочувствует, кто посоветует, а кто и укорит, мол, сам виноват, жил неправильно: надо было больше двигаться, меньше есть и совсем не пить. Позвольте, как это совсем? Даже рюмку нельзя? А две? Этот важнейший вопрос, между прочим, так и не прояснен окончательно, хотя его изучением занимаются давно и усердно.
Микророботы в стоматологии
Результаты: роботы
Микророботы в стоматологии
Корневые каналы зуба причудливы по форме и строго индивидуальны. Стоматологи экспериментально показали, как управляемые микророботы на основе агрегатов наночастиц оксида железа точно достигают нужного места в корневом канале депульпированного зуба, приносят с собой лекарство, чтобы разрушить сообщество бактерий там, и локально берут бактериальные пробы для диагностики и выбора плана лечения. Для управления роботами инженеры сконструировали особый электромагнитный прибор. В будущем он станет небольшим устройством, помещающимся во рту пациента.
Волшебная пуля с магнитным уклоном
Волшебная пуля с магнитным уклоном
Ю.А. Кокшаров
Законы природы нельзя отменить. Существуют трудности, которые не удается преодолеть просто потому, что мы хотим, чтобы они были преодолены — даже с использованием нанотехнологий. Однако работа идет, и продвижение в медицине есть, в том числе — основанное на новых принципах использования лекарств. Вот об этом наша статья.
Заглянем в рот
Заглянем в рот
А. Гурьянов
В восьмом номере этого года мы познакомили читателей с висцеральной терапией. Это новый раздел медицины, созданный выдающимся врачом, нашим современником Александром Тимофеевичем Огуловым. В прошлом номере мы начали рассказ о применяемой им безынструментальной диагностике заболеваний и узнали о методах их выявления по лицу. Теперь представляем элементы диагностики по полости рта.
Кобальтовые температуры
Результаты: физика
Кобальтовые температуры
Команда специалистов по неорганической химии и квантовой физике синтезировала новый трехъядерный кобальтовый комплекс и на ядерном магниторезонансном спектрометре выяснила его температурную чувствительность, которая оказалось на порядок выше средней. МРТ-сигнал от внедренных в тело комплексов может сообщать о мизерных сдвигах температуры, то есть новая молекула будет высокочувствительным неинвазивным термометром. Это, например, поможет врачам определить границы злокачественной опухоли, чтобы затем с молекулярной точностью удалить лазерным испарением окружающие ее ткани. Ученые полагают, что новое магнитное вещество можно использовать не только в медицине, но и при разработке квантовых компьютеров.
Нанотрубки — под кожу
Результаты: физхимия
Нанотрубки — под кожу
Физики изменили ответное излучение подкожного флуоресцентного датчика так, чтобы легко отличать его отклик от сигналов окружающих тканей. Для этого сенсор возбуждали смесью трех лазерных излучений с меняющейся частотой. За счет нелинейных эффектов он флуоресцировал на удвоенной частоте возбуждения, которая и служила его маркером. Подход универсален потому, что удвоение частоты работает на любом флуоресцентном датчике при любых длинах волн лазерной накачки. Это позволит, например, увеличить сигнал от углеродных нанотрубок, из которых делают сенсоры на пероксид водорода, рибофлавин и аскорбиновую кислоту. Так при лечении злокачественных опухолей можно будет отслеживать эффективность лекарств.
Нанотехнологии в действии
Нанотехнологии в действии
Любовь Стрельникова

Ученые Университета Эссекса создали технологию очистки засорившихся шунтов, установленных в теле человека, с помощью роёв, состоящих из магнитных микророботов.

Наличные болезни
Наличные болезни
А. Гурьянов
В прошлом номере мы рассказали о висцеральной практике. Это новый раздел медицины, созданный выдающимся врачом, нашим современником Александром Тимофеевичем Огуловым. Висцеральная терапия включает в себя не только методы естественного оздоровления, но и всесторонне разработанную безынструментальную диагностику заболеваний. Начнем знакомиться с некоторыми ее элементами.
Ожирение, деменция и кетогены
Ожирение, деменция и кетогены
В последние десятилетия медики неустанно нам объясняли, что жиры, особенно насыщенные, увеличивают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Люди, озабоченные своим здоровьем, вняли этим увещеваниям и перешли на углеводы. С этого времени началась эпидемия ожирения и сахарного диабета 2-го типа, при этом сердечно-сосудистые заболевания никуда не делись, потому что лишний вес и диабет их провоцируют. И что делать, спрашивается? Оказывается, переходить на жиры. Чтобы оценить аргументы сторонников этой идеи, совершим кратчайший экскурс в биохимию.