«Химия и Жизнь», Май 2017

В номере:

Проблемы и методы науки
prev_2017_05_02.jpgМожно ли с помощью микроскопа разглядеть атом, отличить его от другого атома, проследить за разрушением или образованием химической связи и увидеть, как одна молекула превращается в другую? Да, если это не простой микроскоп, а атомно-силовой. А можно и не ограничиваться наблюдением. Мы живем в то время, когда атомно-силовой микроскоп перестал быть просто окном в микромир. Сегодня этот прибор можно использовать для перемещения атомов, разрушения химических связей, изучения предела растяжения одиночных молекул — и даже для исследования генома человека.

Курамшин А.И.
prev_2017_05_06-1.jpgМеждународная группа исследователей под руководством Лян-ши Ли из Университета Индианы сделала еще один шаг к разработке технологии рециклизации диоксида углерода в топливо или в исходные вещества для органического синтеза. Химики синтезировали молекулу, которая под действием облучения или электрического тока восстанавливает углекислый газ до монооксида углерода (СО). При этом новый способ более эффективен, чем любой другой, известный до сих пор.  >>
Курамшин А.И.
prev_2017_05_06-2.jpgЗубная эмаль — уникальный композитный материал, созданный природой. Она достаточно жесткая, чтобы зубы могли измельчать и перетирать все виды пищи, и при этом прочная. Многие пытались получить синтетический материал с подобными свойствами, но повторить инженерное решение природы пока никому не удавалось. После многочисленных проб и ошибок исследователи из США и Южной Кореи все же создали материал, который можно назвать точной копией прочнейшей биологической ткани.  >>
Курамшин А.И.
prev_2017_05_07.jpgЭлемент № 94 получили 75 лет назад. Его назвали плутонием в честь Плутона, поскольку думали, что это последний элемент Периодической системы, а Плутон — последняя планета Солнечной системы. В наши дни Плутон уже не планета, а за плутонием в таблице Менделеева расположились еще две дюжины элементов, но элемент № 94 до сих пор преподносит приятные сюрпризы. Исследователи из Университета Калифорнии в Ирвине получили его соединение со степенью окисления +2.  >>
prev_2017_05_08.jpgОткуда берется гелий? Чему мешает дефицит гелия-3? Где можно найти много гелия-3? Чем опасен гелий? Что еще интересует в гелии исследователей? Зачем гелий нужен непосредственно человеку? Как люди начали использовать гелий? Как сейчас используют гелий? Как получают гелий?

prev_2017_05_11.jpgНи один другой элемент не принес исследователям столько Нобелевских премий.

О веществе по существу
prev_2017_05_13.jpgНитрат аммония, он же аммонийная селитра — вещество, известное всем огородникам. Но знаем мы о нем не всё.

Рубина С.
  Математюры
prev_2017_05_16.jpgСтык наук — это всегда интересно. Видишь знакомые вещи под другим углом, знания из другой области, даже необязательно смежной, питают, обогащают содержанием то, на что у тебя уже замылился взгляд. Мало того, в синергии двух наук может родиться что-то совершенно новое, поднявшееся на несколько эволюционных ступенек выше своих «родителей».

Вагнер Виктор
  Мысли о будущем
prev_2017_05_18.jpgЧеловечество на протяжении всей своей истории мечтало о бессмертии. В легендах разных народов появляется образ бесконечной жизни, вечного сохранения человеческого (или божественного) «я». Как правило, бессмертные существа прекрасны, беззаботны, не страдают от болезней. Были, правда, и другие легенды, в которых бессмертие давалось не в награду, а в наказание.

Жуков Д.А.
prev_2017_05_20.jpgСиэтл, столицу штата Вашингтон на северо-востоке США, иногда называют «суицидальной столицей страны». Каждый год 0,7% жителей Сиэтла старше 18 лет пытаются покончить с собой. Попытки самоубийств совершаются чаще всего во время депрессивного эпизода. Депрессия же развивается, как правило, из-за постоянно плохого настроения. Грусти и печали жителям Сиэтла добавляет климат: за год там отмечается только 71 солнечный день. То, что низкая освещенность — один из факторов риска развития депрессии, хорошо известно. В последние годы внимание специалистов по депрессии привлечено к еще одному светозависимому фактору — к витамину D.
Руденко Т.Г.
prev_2017_05_logo.jpgЕсли ожоги глубокие и площадь их велика, необходимо хирургическое лечение: иссечение погибших тканей — некрэктомия и оперативное восстановление кожного покрова — аутодермопластика. Но прежде чем эти операции вошли в стандартные протоколы современной комбустиологии, прошло немало времени. На этом пути испробовано множество разнообразных методов, проведены сотни сопутствующих научных исследований, обосновывающих или отвергающих эти поиски. И хотя уже давно даны ответы на вопросы «что делать?», «когда и как?», поиски новых решений продолжаются и в наши дни.
Ролдугина Софья
prev_2017_05_25.jpgГоворят, что лет сорок назад сводная сестра зятя троюродной бабушки племянницы второй жены мэра шепнула по секрету соседке, что доктор Л. творит чудеса. Скажи кто другой, можно было б и усомниться; но человек со связями-то дурного не посоветует!
Очереди тогда тянулись к нему — аж от самой ратуши. Записываться за месяц приходилось. Теперь-то народ поуспокоился, но все равно стекается к заветному дому с утра, благо ждать господина доктора — одно удовольствие: кресла-мешки в приемной наимягчайшие, музыка играет тихонько, для скучающих — книжки на полках расставлены. И самое главное, прямо на глазах у честного народа рождается волшебство: входит человек мрачный, сутулый, злой, а выходит — легонький и посвежевший, разве что не поет.  >>
prev_2017_05_26-1.jpgСреди проблем, которые тяжким бременем ложатся на современное здравоохранение, курение и ожирение занимают не последние места. С ними борются по мере сил медики, биологи, психологи и другие специалисты, в том числе экономисты и политики. Они повышают цены на табак, что, согласно статистике, помогает уменьшить количество потребляемых сигарет. Другая мера, еще менее популярная, — так называемый налог на жир, то есть повышение цен на вредные продукты. Он пока не очень эффективно действует, потому что в разных странах нет согласия по этому поводу.
Попов С.Б.
prev_2017_05_28.jpgМы не единожды обращались к теме преподавания естественно-научных дисциплин в школе вообще и конкретно — к вопросу о перспективном учебнике для преподавания. На этот раз речь пойдет об астрономии. На наши вопросы ответил С.Б.Попов, астрофизик, доктор физико-математических наук, профессор РАН и активный популяризатор своей науки.

Федоров П.П., Попов А.И.
  Дискуссия
prev_2017_05_31.jpgИндекс Хирша — это один из самых «модных» способов измерения научной продуктивности ученого, выраженной в количестве и популярности его публикаций. Понятно, что количество и популярность — вещи разные, но хотелось бы иметь какой-то обобщенный параметр. Такой параметр и предложил в 2005 году аргентиноамериканский физик Хорхе Хирш; ныне он именуется «индекс Хирша», или проcто «Хирш», и обозначается h.

Маркина Н.В.
prev_2017_05_34.jpgМедико-генетическая компания «Генотек» представила «этнический портрет россиянина» и получила удивительные результаты: «среднестатистический россиянин лишь 16,2% своего генома унаследовал от жителей Центральной России, 19,2% — от украинцев и белорусов,13,1% от финнов, 6,3% от венгров» и т. д. Пестрый «этнический портрет» появился в результате исследования, проведенного специалистами «Генотека» среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Краснодара, Ростова-на-Дону, Владивостока, Новосибирска, Симферополя и Киева. В выборку входило около 2000 человек, все они — клиенты компании, интересующиеся своим происхождением. Сразу скажем, что в научной среде результаты, о которых сообщил «Генотек», получили резко отрицательную оценку. Попробуем разобраться почему.  >>
prev_2017_05_38.jpgЧеловек разговаривает благодаря наличию воздушного мешка — легких. Выходящий из них воздух колеблет голосовые связки — складки слизистой оболочки гортани, что и порождает звук. Эти связки очень гибкие и упругие, поэтому человек может издавать звуки в обширном диапазоне частот. Однако такие полезные устройства есть отнюдь не у всех. Например, у большинства рыб нет ни легких, ни голосовых связок, и они по заслугам считаются самыми молчаливыми животными. Но есть среди них и исключения. За открытие оригинального способа общения у рыб, умеющих выпускать воздух не из легких, Игнобелевскую премию по биологии в 2004 году получили два коллектива исследователей. Удивительным образом в 2003 году обе научные группы опубликовали статьи о том, как сельди общаются с помощью пузырьков, выпускаемых из анального отверстия.
prev_2017_05_42.jpgСтолкновение птиц с воздушным и наземным транспортом — серьезная проблема. Специалисты в этой области склонны считать, что птицы не воспринимают машины как источник опасности. И в самом деле, автомобиль не кошка, которая подкрадывается, чтобы схватить и съесть; погоня на машине за голубем — большая редкость. С другой стороны, птицы, выросшие в городе или рядом с оживленными магистралями, могли бы научиться избегать автомобилей. Некоторые исследователи полагают, что они действительно учатся.
Савинов И.А., Рупасов С.В.
prev_2017_05_44.jpgАвторы этой статьи, ботаник Иван Алексеевич Савинов и зоолог Сергей Валерьевич Рупасов, — педагоги и путешественники с большим опытом преподавательской и экспедиционной работы, члены Русского географического общества. По их убеждению, охрана природы и биологическое воспитание школьников тесно взаимосвязаны. Если б не заповедники и национальные парки, подростки, интересующиеся биологией, не могли бы познакомиться с дикой природой, запомнить, какой прекрасной она может и должна быть. А если новые поколения энтузиастов не придут в биологию и заповедное дело — кто позаботится о природе в новом тысячелетии?
prev_2017_05_50.jpgЧетырнадцатого мая 2017 года исполняется 120 лет со дня рождения Роберто Ороса ди Бартини (1897—1974), выдающегося советского физика, авиаконструктора и философа. Роберто, или Роберт Людвигович, Бартини, итальянец по рождению, многие годы работал в СССР и в анкетах, в графе «национальность», писал «русский».

Что мы съедим
prev_2017_05_54.jpgВ середине прошлого века люди задумались о том, что им необходим дополнительный источник белка. И на Земле он не помешает, и в космосе пригодится. Несколько десятилетий назад началось промышленное культивирование синезеленых водорослей.

Герасименко Анатолий
prev_2017_05_56.jpg— Давай-ка еще раз, Падж, — устало сказал Клыков. — Все по порядку.
— Он позвал меня на улице, когда я ехал мимо. Я остановился, спросил: что надо? Он сказал: зайдем в дом. Я вылез из повозки, зашел. Он сказал: все тафидяне — уроды. Я разозлился и его ударил. Вазой. Там ваза была у него на тумбочке. Он упал и умер. Я испугался, побежал на улицу к повозке. Меня заметил стражник, окликнул, но я не стал останавливаться. Залез в повозку и поехал очень быстро.
— И все?
— И все.
Борисов Владимир, Лукашин Александр
  Химики и лирики
prev_2017_05_64.jpgФилолог Татьяна Чернышёва в своей монографии «Природа фантастики» пишет: «Общеизвестно, что во взглядах на мир и возможные формы разума во Вселенной писатели-фантасты, вслед за учеными, придерживаются двух прямо противоположных точек зрения: одни (антропоморфисты), ссылаясь на закон конвергенции, утверждают, что высшие формы жизни во Вселенной должны быть близки тем формам, которые сложились на Земле, а разумное существо должно быть, во всяком случае, человекоподобным; другие (релятивисты), исходя из бесконечного разнообразия условий во Вселенной, предполагают возможность иных, не таких, как на Земле, форм жизни и разума». Действительно, анализируя литературу о жизни во Вселенной, мы обнаруживаем, что ученые и популяризаторы науки выдвинули множество гипотез о существовании в космосе планет с совершенно иной жизненной химией, нежели на Земле.

28.11.2017

Героизм невыгоден. Зачем умирать, когда ты не услышишь, как тебя за это хвалят, не сможешь больше приносить пользу своему делу? А если еще и родные пострадают — да стоит ли этого хоть одна святая цель?.. И все же есть люди, готовые погибнуть во имя такой цели. Калькулятор в голове перестает работать, когда в него вводят бесконечно большое число «высшей ценности».

...в США проект гражданской науки Citizen Continental-America Telescopic Eclipse собрал наблюдения затмения Солнца 21 августа с 55 телескопов, что позволило создать высококачественный видеоролик о солнечной короне («Nature», 2017, 548, 7669, 504—505, doi: 10.1038/548504a)...

Удаленная работа бьет по транспорту — человек не ездит на службу, соответственно, не покупает ни билеты на автобус и метро, ни автомобиль. Сейчас наметилась еще одна жертва цифровой экономики — владельцы офисных помещений: многие работники свободных профессий отказываются от найма офисов и перемещаются в кафе.