Животные и растения

Григорий Панченко
prev_2017_11_52.jpg

Во время работы на Кавказе нам не раз приходилось слышать о наблюдениях местными жителями огромных змей. Как правило, размеры их определялись по косвенным признакам: «от обочины до обочины», «в обхвате — как нога выше колена у крупного мужчины»; «голова размером как у ягненка; как у средней собаки; как у новорожденного теленка» и т.д. Так или иначе, если эти описания хоть в какой-то степени верны, ни с одним известным видом такую змею соотнести нельзя.

Ястребова С.
prev_2017_11_24.jpg

Аквариумные рыбки Данио Рерио долгое время были объектом биологии развития. Однако в последние годы их стали использовать и нейробиологи, и физиологи более широкого профиля, и специалисты по изучению рака.

prev_2017_11_18.jpg

Как часто людей сравнивают с муравьями или пчелами! И не зря. появляется все больше данных в пользу того, что сходное поведение представителей столь разных таксонов обусловлено сходными генами. Поэтому теории и методы, применяемые при исследовании психических заболеваний одного вида, применимы и к другому.

(«ХиЖ» 2018, №9)
prev_2017_09_37.jpg

Многие животные умеют если не считать, то сравнивать количество объектов в разных группах. Это очень полезный навык, когда надо оценить численность соперников, союзников или потенциальной добычи. Способности к количественной оценке ученые обнаружили практически у всех классов позвоночных. Ими обладают пятнистые гиены, собаки и человекообразные обезьяны. Только рептилии до сей поры остались неосвидетельствованными. Не было оснований полагать, что они обделены естественным отбором и не умеют проводить сравнение, доступное амфибиям и рыбам, однако проверить следовало.

prev_2017_09_34.jpg

Как всем известно, корзинка подсолнечника поворачивается вслед за солнцем. Однако не все знают, что это делают только молодые растения, с нераскрытыми корзинками. И совсем немногие пока осведомлены о генетических механизмах такого «поведения».

Ястребова С.
prev_2017_09_32.jpg

Змея — символ врачевания. Яд этих рептилий еще с древности пытаются использовать в качестве лекарств. Однако неядовитые змеи едва ли не полезнее для медицины, чем ядовитые: у них с современными людьми гораздо больше общего, чем можно подумать. Кстати, есть мнение, что и на эмблемах медицины запечатлена вовсе не ядовитая змея, а эскулапов полоз Zamenis longissimus, мирный обитатель храмов Асклепия.

prev_2017_09_12.jpg

В эти осенние дни, погнавшись в лесу за неосторожным грибом, мы вполне можем попасть в ловчие сети паука. Конечно, эти сети нас не удержат, мы разрушим ажурное плетение — плод труда арахнида. Вместе с тем, наверное, стоит удивиться эволюции, создавшей паука и его паутину — прочную и эластичную. Это настолько удачный материал, что уже сейчас его начинают применять люди, и не только в трансплантационной медицине, — из нее даже делают спортивную обувь. Компании, производящие тонны паутины (точнее, белков, входящих в ее состав), растут как грибы.

(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_54.jpgВдоль южной границы бассейна Амазонки, на севере и северо-востоке Бразилии растет пальма бабассу — одно из самых масличных деревьев. Она могла бы играть заметную роль в мировой экономике, но пока удовлетворяет многочисленные нужды местных жителей.

(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_logo.jpgМикроорганизмы, обитающие на и в макроорганизмах, — сегодня модная тема. Все знают, как важен микробиом кишечника для здоровья человека. Но есть микроскопические симбионты и у медоносной пчелы, и у клеща, и даже у корабельного червя.

Чернышев А.
(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_36.jpgЯдовитые меды известны во многих странах. Но если обычно токсины попадают в мед непосредственно из нектара неподходящих растений-медоносов, то история ядовитого меда Новой Зеландии изобилует причудливыми сюжетными поворотами.

28.11.2017

Героизм невыгоден. Зачем умирать, когда ты не услышишь, как тебя за это хвалят, не сможешь больше приносить пользу своему делу? А если еще и родные пострадают — да стоит ли этого хоть одна святая цель?.. И все же есть люди, готовые погибнуть во имя такой цели. Калькулятор в голове перестает работать, когда в него вводят бесконечно большое число «высшей ценности».

...в США проект гражданской науки Citizen Continental-America Telescopic Eclipse собрал наблюдения затмения Солнца 21 августа с 55 телескопов, что позволило создать высококачественный видеоролик о солнечной короне («Nature», 2017, 548, 7669, 504—505, doi: 10.1038/548504a)...

Удаленная работа бьет по транспорту — человек не ездит на службу, соответственно, не покупает ни билеты на автобус и метро, ни автомобиль. Сейчас наметилась еще одна жертва цифровой экономики — владельцы офисных помещений: многие работники свободных профессий отказываются от найма офисов и перемещаются в кафе.