Человек

Багоцкий С.В.
(«ХиЖ» 2018, №5)
prev_2018_05_50.jpg

Второго мая 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося американского физика Роберта Вуда (1868—1955). Блестящий экспериментатор, остроумный человек, большой любитель сценических эффектов — а еще борец с лженаукой и автор фантастических романов.

Виноградова Е.П., Жуков Д.А.
(«ХиЖ» 2018, №4)

prev_2018_04_42.jpgМногие верят, что «человек — венец творения». Внимательно рассмотрев человека, проанализировав его анатомию, физиологию, поведение и приспособленность вообще, легко прийти к выводу об ошибочности этой формулы. Человек далеко не лучшее из созданий, населяющих планету Земля. Если человек — продукт творения, то он, скорее всего, дипломная работа закоренелого троечника.

(«ХиЖ» 2018, №3)
prev_2018_03_14.jpg

Лишь очень малая часть синтетических соединений, попадающих в наш организм, когда-либо исследовалась на предмет опасности для здоровья, включая канцерогенность, воздействие на репродуктивную функцию, на внутриутробное развитие, иммунную систему и так далее. Те, которые изучают, — изучают на подопытных животных; на людях это делать неэтично. Кроме того, обычно изучается воздействие отдельных веществ, тогда как в реальной жизни на нас действует их смесь. При этом каждый год на рынке появляется до 1800 новых химических соединений.

prev_2018_02_45.jpg

Маленькая седая дама вяжет, поддерживая с приятельницами беседу об опасности наркотических веществ, выдаваемых по предписанию врача. В маленьком и уютном домике книга открыта на странице с рецептом экстракции рицина из клещевины. В лаборатории университета химик, проводя ревизию своих запасов, замечает, что чаша с экстрактом болиголова вчера была полнее. Смешной маленький человек с нафабренными усами аккуратно пропускает содержимое кофейной чашки через индикаторную трубку... Где происходят все эти события? Конечно же — в книгах Агаты Кристи!

prev_2018_02_24.jpg

Расшифровка человеческого генома открыла перед человечеством манящие перспективы. Персонифицированная медицина, генная терапия, определение способностей человека по его геному. Однако проект «Геном человека» был завершен в 2003 году, а чудеса до сих пор не начались. Персонифицированная медицина развивается, но о генотипировании каждого пациента прямо в поликлинике пока речи нет. Генная терапия тоже пока не стала рутиной — мало знать, какие гены нужно исправить, вопрос в том, как это сделать. Но что мешает прогнозировать способности по геному: неполнота наших знаний или некое принципиальное препятствие?

Эрлих Г.В.
prev_2018_02_18.jpg

В ноябре ушедшего года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося российского химика Владимира Николаевича Ипатьева. Мы не раз писали о нем и пишем вновь, поскольку работы и мысли Владимира Николаевича по­-прежнему чрезвычайно актуальны. Вот сегодня, рассуждая о необходимости модернизации отечественной химической промышленности, мы неизбежно вспоминаем Ипатьева, его пионерские работы в области нефтехимического синтеза и катализа. Для тех, кто не знаком с судьбой В.Н.Ипатьева и его работами, эта статья будет откровением: невозможно представить, что один человек мог сделать так много. Тем же, кто хорошо знает труды Ипатьева, эта статья даст еще один повод задуматься о судьбах нашей страны, ее науки и промышленности.

prev_2018_02_16.jpg

Тезис о том, что «все продукты сейчас отравлены», — типичное проявление хемофобии, а хемофобия — следствие незнания и деятельности нечистоплотных СМИ. Послушать алармистов, в пищевой промышленности работают вредители, которые коварно отравляют продукты. Однако население земли вовсе не вымирает, а увеличивается, причем быстро, и средняя продолжительность жизни постоянно растет.

(«ХиЖ» 2018, №1)
prev_2018_01_34.jpg

У каждого века свои болезни. болезнь нашего времени — ожирение. Ежегодно копилка знаний о нем пополняется множеством фактов, однако общая картина по-прежнему неясна.

Рогаткин Д.А.
(«ХиЖ» 2018, №1)
prev_2018_01_logo.jpg

Сегодня модно говорить о роботах. Наш журнал не однажды затрагивал эту тему, в том числе и с помощью автора этой статьи. А есть ли уже разумные роботы? Возможен ли разум, интеллект вне биологической жизни? Чего — совершенно зря — не замечают те, кто занимается искусственным интеллектом?

Перлов Л.Е.
(«ХиЖ» 2017, №11)
prev_2017_11_36.jpg

Времена меняются, мы меняемся вместе с ними. Меняются и школьные учебники. Какими они станут, скажем, лет через двадцать, когда не только ученики, но и учителя с детства будут читать с экрана и искать информацию в Сети?