Науки о космосе

Комаров С.М.
(«ХиЖ» 2016, №12)
Курамшин А.И.
(«ХиЖ» 2016, №11)
Новые результаты анализа лунных и земных скальных пород помогли уточнить основную гипотезу образования Луны.

Наша черная дыра
Комаров С.М.
(«ХиЖ» 2015, №10)
Наша черная дыра SgrA находится в созвездии Стрельца. Там лежит центр вращения Млечного Пути, а в нем, как и положено всякой уважающей себя галактике, расположен объект, похожий на сверхмассивную черную дыру. Хотя расстояние от Земли до нее огромно — 8,5 тысяч парсеков, которые свет преодолевает за 25 тысяч лет, — это единственная черная дыра, устройство которой можно пытаться разглядывать имеющимися приборами, об остальных судят по косвенным признакам.
Фейгин О.О.
(«ХиЖ» 2015, №10)
До сих пор не угасает накал страстей вокруг физических, астрономических и философских следствий из общей теории относительности. Каждый год появляются подтверждения, дополнения, расширения и, разумеется, опровержения великого творения Эйнштейна. Однако фундамент ОТО пока непоколебим. Между тем историки науки до сих пор находят неизвестные работы Эйнштейна, в которых он строил удивительные модели Вселенной.
(«ХиЖ» 2015, №6)
Циклоны, ураганы, штормы, шквалы, смерчи, бури, наводнения, сильные оползни, землетрясения — одним словом, настал час почти библейского Апокалипсиса. Таким предложением я мог бы закончить эту статью, но тогда меня снова начнут упрекать в пессимизме. Поэтому попытаюсь, сильно упрощая, объяснить причины возникновения большого количества катаклизмов, которым в последнее время подвергается наша планета.  >>
Демидова С.И.
(«ХиЖ» 2015, №6)
Один из основных источников информации о составе космического вещества Солнечной системы — метеориты. Среди них есть редкие гости с Луны и Марса. О том, как их обнаружили, как их распознать и о многом другом пойдет речь в этой статье.
Рентген в новом веке
(«ХиЖ» 2015, №6)
Рентгеновское излучение — это электромагнитные волны, как и обычный свет. Со светом работают, преломляя, отражая, поглощая, рассеивая и другими методами. Скажем, линзы и призмы — это прежде всего преломление. С рентгеном так не выйдет — он хорошо поглощается и плохо преломляется. Однако оказывается, что если ограничиваться элементами с атомными малыми атомными номерами до 12–14 и исхитриться сделать линзу с радиусом кривизны один микрон и менее, то рентгеновское излучение можно сфокусировать.
Темные фантазии астрофизиков
Манилов Ф.
(«ХиЖ» 2015, №3)

Массовые вымирания видов на планете Земля случаются с завидным постоянством каждые 30—40 млн.лет. И примерно с той же периодичностью на планету обрушиваются метеориты, оставляя гигантские кратеры, и происходят так называемые площадные извержения, весьма разрушительные. Как это объяснить? Действительно ли есть закономерность?

Амнуэль П.Р.
(«ХиЖ» 2015, №3)
Продолжая тему фильма «Интерстеллар» (см. «Химию и жизнь», 2015, № 2), мы рассматриваем вопрос, широко обсуждаемый в СМИ и соцсетях: правда ли, что в фильме полно ошибок, или его создатели сумели примирить законы жанра с законами физики? На этот вопрос отвечает астрофизик и писатель-фантаст Павел Амнуэль.
Послания с Земли
(«ХиЖ» 2014, №12)

Первое послание инопланетянам с Земли предлагал послать еще Карл Фридрих Гаусс: он хотел разместить большие зеркала в форме теоремы Пифагора и направить отраженный от них сигнал на Луну для селенитов. Этот проект осуществить не удалось. Однако идея послания жила не одно столетие и наконец в 1962 году была воплощена в жизнь.

18.11.2016 20:43:00

«Сейчас ко мне пришел Щербаков, злой, как черт, и сообщил, что банда этих механических идиотов (его собственные слова) сегодня ночью растащила один из крупных складов руды, приняв его, очевидно, за необычайно богатое месторождение. Программы у роботов были разные, поэтому к утру часть склада оказалась в пакгаузах ракетодрома, часть — у входа в геологическое управление, а часть вообще неизвестно где. Поиски продолжаются» (А. и Б. Стругацкие. Страна багровых туч). Хорошо было фантастам шутить о тупости роботов в не предвиденных программой обстоятельствах, а нам с этим жить.

16.11.2016 20:39:00