Биология

(«ХиЖ» 2017, №3)

logo 2017_03.jpg Исследователи из Института Скриппс занялись изучение  клеточного механизма, лежащего в основе осязания, надеясь, что результаты их работы помогут решить проблемы, связанные с хроническими болями и другими патологиями, развивающимися при аномалиях этого чувства. Руководитель исследования Скотт Хансен отмечает, что предложенное ими объяснение восприятия тактильных ощущений коренным образом отличается от общепринятых.

Орлова Е.К.
(«ХиЖ» 2017, №2 )

prev_2017_02_32.jpgВетеринарная медицина обычно ускользает от взора биолога, а проблемы животных кажутся незначительными по сравнению с проблемами медицины «человеческой». Тем не менее по методической части ветеринария ей не уступает, и клеточные технологии не исключение.

(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-42.jpgЖизнь в полярных широтах сложна и полна ужасов. Соленая морская и океанская вода не замерзает до -2°C, такой холод вполне может погубить живое существо. Однако некоторые животные, неспособные регулировать температуру собственного тела, приспособились к этим температурам. Например, отдельные виды рыб весьма счастливы жизнью, которую ведут в туннелях и дырах, образующихся в плавающих островах из морского льда. Выживать в таких экстремальных условиях им помогают белки-антифризы.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-40.jpgРастения могут многое. Они, например, в совершенстве овладели искусством мимикрии, и своим притворством способны обмануть даже человека.

Рубина С.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-38.jpgМаргоша пока не задается вопросом, почему она именно такая, какая есть, и какими превратностями судьбы ей достались ее пол, ее внешность, ее карие глаза. А вопрос «почему» здесь и задавать не очень корректно — судьба перетасовала свои карты и вытянула Маргошу. Но если рассматривать не одного человечка, а целую нацию или популяцию, то можно проследить некоторые правила, по которым играет природа.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-34.jpgНекоторые люди, переживая психологический стресс, теряют аппетит и худеют, а другие, напротив, много едят и набирают вес. При этом не тучным, а худым личностям с высокой вероятностью угрожает смерть от сердечно-сосудистых заболеваний. Объяснить связь между стрессом, ожирением и патологиями сердечно-сосудистой системы помогает гипотеза эгоистичного мозга.

(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-31.jpgМожно ли одомашнить создание, о существовании которого даже не подозреваешь? Оказывается, можно. Именно это произошло с дрожжами Saccharomyces cerevisiae. Их способность превращать сахара в спирт и ароматные соединения люди начали совершенствовать за несколько веков до открытия этих микроорганизмов, хотя и значительно позже, чем появилось первое пиво. И этот процесс можно с полным правом назвать доместикацией.  >>
Ястребов С.А.
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_2016_12-26.jpgКачественно новым эволюционным достижением была не столько социальность животных как таковая, сколько ее высшая форма — эусоциальность, при которой «представители вида живут группами, состоящими из нескольких поколений, и члены группы действуют альтруистично по отношению друг к другу в соответствии с регулярным разделением труда» (Эдвард Уилсон). Животные, ставшие эусоциальными, фактически объединяются в суперорганизм, члены которого больше не являются самодостаточными, но взамен обретают новые возможности.  >>
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_logo.jpgОдин из чрезвычайно запутанных вопросов современной науки: влияют ли циклы солнечной активности на Землю? Понятно, что вспышки оказывают сильное влияние и даже способны вызывать техногенные катастрофы – отключать связь, наводить сильные токи в протяженных металлических системах вроде трубопроводов и линий электропередачи. Но вот способны ли сами по себе вариации солнечной активности и связанные с ними изменения межпланетного магнитного поля и потока частиц от нашего светила вызывать изменения климата, способствовать революциям, провоцировать вспышки заболеваний?
(«ХиЖ» 2016, №12)
prev_logo.jpgИзучая изотопный профиль бабочек-репейниц, исследователи смогли нанести на карту пути, по которым происходит ежегодная миграция этих насекомых («Biology Letters», 2016, 12, 20160561, doi: 10.1098/rsbl.2016.0561). Для того чтобы вывести потомство, некоторые бабочки каждый год преодолевают тысячи километров между Европой и Африкой и даже пересекают Сахару.

18.11.2016 20:43:00

«Сейчас ко мне пришел Щербаков, злой, как черт, и сообщил, что банда этих механических идиотов (его собственные слова) сегодня ночью растащила один из крупных складов руды, приняв его, очевидно, за необычайно богатое месторождение. Программы у роботов были разные, поэтому к утру часть склада оказалась в пакгаузах ракетодрома, часть — у входа в геологическое управление, а часть вообще неизвестно где. Поиски продолжаются» (А. и Б. Стругацкие. Страна багровых туч). Хорошо было фантастам шутить о тупости роботов в не предвиденных программой обстоятельствах, а нам с этим жить.

16.11.2016 20:39:00