«Химия и Жизнь», Июнь 2018

В номере:

Левицкий М.М.
prev_2018_06_07.jpg

Сегодня в химической литературе описано свыше 20 млн соединений, и более 80% из них — органические. Существует ли элемент, который мог бы составить конкуренцию углероду или хотя бы слегка его потеснить в столь безоговорочном лидерстве?

prev_2018_06_logo.jpgМасштабы проведения химических реакций разнообразны — от микропроточных реакторов и лабораторных колб разного размера до промышленных установок. Исследователи из США провели химическую реакцию в самом малом масштабе — с помощью оптического пинцета они сблизили атомы натрия и цезия, заставив их образовать химическую связь, и получили молекулу Cs–Na.

prev_2018_06_logo.jpgИсследователи из Университета Вашингтона разработали удобный подход к лечению зубов. Суть его в том, что для восстановления эмали зубов и лечения кариеса будут применяться белковые молекулы.

prev_2018_06_11.jpgСовместная работа исследователей из Китая и Германии позволила создать полупроводник, пластичный, как большинство металлов, но при этом сохраняющий особые электронные свойства. Предполагается, что этот материал может быть полезен для разработки гибкой электроники, например для гибких манипуляторов робототехники.

prev_2018_06_12.jpg

Чем америций дорог химикам?  Чем хорош америций? Как используют америций-241? Полетит ли америций в космос? Чем плох америций? Как много америция получается после аварий на АЭС? Каков главный источник америция на Земле? Ответы на эти и другие вопросы об этом элементе вы найдете в этой статье.

Ревинский О.В.
prev_2018_06_15.jpg

Многие считают, что патенты должны оформляться в технике, а не в науке, что ученый должен открывать законы природы, а инженер, создающий что-то новое, должен это новое патентовать. Однако во многих случаях и ученому стоит обратить внимание на возможность патентования своих результатов. Это поможет закрепить приоритет, а в некоторых случаях и принесет доход.

prev_2018_06_18.jpg

У медикаментов и ядов много общего: и то и другое — биологически активные вещества. О потенциальных лекарственных свойствах яда пауков и других животных мы писали не раз, но тема эта неисчерпаема.

Сергей Савенков
prev_2018_06_21.jpg

Наконец все было готово для таинства творения. Расстелена кровать, включен телевизор, в планшет закачаны новые игры. Поудобнее устроившись на подушке, Олег отхлебнул пива из баночки и закусил чипсами. Но в голове была полная пустота. А ведь роман-то сам не напишется! Олег подождал еще минут пять, потягивая пиво, но мыслей по-прежнему не было. Тогда он решил не насиловать мозг и немного поиграть на планшете. Все у него получится, роман выйдет превосходным, как всегда!

Нестеренко О.Н.
prev_2018_06_22.jpg

Долгое время предполагалось, что у птиц обоняние развито плохо, поскольку обонятельные доли мозга у них очень малы, в отличие от зрительных. Вывод о незначительной роли обоняния в жизни большинства птиц в свое время сделали также на основании того, что обонятельные рецепторные клетки у их занимают не такую большую площадь в носовой полости, как у млекопитающих. Однако исследования последнего десятилетия подтвердили, что с обонянием у птиц не так уж плохо.

Проблемы и методы науки

prev_2018_06_25.jpgГоловоногие — удивительные создания. Они такие умные, такие загадочные, так потрясающе движутся, так искусно прячутся. Как же их не исследовать! Увы, физиологи и нейробиологи не умеют обходиться без проколов и разрезов, а мучить моллюсков не хочется. Применить анестезию — что может быть проще! Однако перед сторонниками гуманного обращения с животными встали две проблемы: возможна ли в принципе анестезия головоногих и нужна ли она? Не исключено, что они не чувствуют боли.

prev_2018_06_28.jpg

Фраза «Знание — сила» в разных вариантах встречается в письменных источниках начиная с VII века. Эта основополагающая мудрость известна не только людям. Даже наши очень дальние родственники лемуры осознают, что дружить полезно не только с сильными, но и со знающими. С точкой зрения лемуров нас познакомили специалисты Принстонского университета.

Ястребова С.
  Жертвы науки
prev_2018_06_30.jpg

Зачем современной медицине пчелы? Времена яда, меда, прополиса и маточного молочка прошли. Точнее, эти продукты используют и сейчас, но в так называемой традиционной медицине. Конечно, медицина современная тоже может искать в этих и других продуктах жизнедеятельности медоносных
пчел новые полезные соединения, но в нашей статье речь пойдет о другом. А именно о том, как исследования поведения, биохимии, генетики и физиологии пчел помогут лучше понять человеческий организм, его способности и потребности.

Сто химических мифов

prev_2018_06_33.jpgСравнительно недавно слова «озоновая дыра», «озоновый щит Земли» не сходили со страниц ежедневных газет, о них кричали радио- и телепередачи, нас пугали статьями в интернете и в научно-популярных журналах. Термины «дыра», «щит» были наглядны, понятны, о них судачили даже те, кто не знал, что такое озон. Правительства ведущих стран мира принимали законы с целью снизить вредное воздействие человека на озоновый слой в стратосфере. Но все как-то постепенно стихло, и сейчас на эту тему редко можно увидеть новые сообщения и аналитические статьи. Значит ли это, что проблема рассосалась сама собой? Или страшилки были преувеличением?

prev_2018_06_34.JPG

В 1968 году итальянский предприниматель Аурелио Печчеи (1908 — 1984) разослал письма 30 ведущим исследователям всего мира и предложил устроить встречу в Риме для обсуждения проблем, стоящих перед человечеством. Встреча прошла 6 и 7 апреля 1968 года. На ней было принято решение о создании римского клуба. Предполагалось, что он станет неформальным объединением интеллектуалов, открыто обсуждающих самые сложные вопросы социально-экономического развития человечества, экологии, философии, культуры, организует исследования по этим вопросам.

prev_2018_06_38.JPGДематериализация — это не превращение плотных тел в бесплотные. Это тенденция в мировой экономике, которая проявляется в снижении относительной материало- и энергоемкости как отдельных изделий, так и валового продукта человечества. И такую тенденцию замечают во всем развитом мире. В связи с этим некоторые экономисты преисполнились оптимизма и заняли позицию корнукопианцев: научно-технический прогресс даже при исчерпании ресурсов сможет обеспечить высокий уровень жизни и, соответственно, потребления для всего населения планеты, а не только золотого миллиарда, сосредоточенного в развитых странах. Им, однако, оппонируют неомальтузианцы: дематериализация дематериализацией, но нельзя не видеть, что потребление материалов в расчете на душу населения в тех же США выросло за XX век в четыре раза и останавливаться не собирается.

Киселев В.Д.
  Поиски смысла
prev_2018_06_44.JPG

В начале перестройки был популярен такой анекдот. Встречаются два бизнесмена. Один другого спрашивает: «Тебе нужен вагон мармелада?» — «Конечно!» — «А миллион у тебя есть?» — «Есть!» — «Отлично!» Сделка заключена. Дальше оба отправляются на поиски. Один — миллиона, а другой — вагона мармелада. Перед нами типичное оперирование виртуальными ресурсами: обещанием предоставления товара и обещанием его оплаты. В сущности, и мармелад, и миллион рублей превратились из вполне материальных объектов в некие знаки, за монетизацию которых и борются герои рассказа. Из-за него, кстати, этот популярный в начале 90-х годов типаж стали называть «мармеладниками», хотя логичнее были бы их назвать «чичиковцами», ведь суть такого рода предпринимательства — превращение материальных ценностей в знаки с последующей их конвертацией в капитал — аналогична деятельности героя «Мертвых душ».

Вехов Н.В.

prev_2018_06_47.JPGНа рубеже XIX и XX веков в России вошло в моду повсеместное увлечение декоративным садоводством. Поместья и усадьбы украсились цветущими травянистыми культурами, высокодекоративными деревьями и кустарниками. Впервой же половине XX столетия это занятие из увлечений одиночек превратилось в доходную отрасль народного хозяйства. У истоков этой отрасли стоял мой дед, селекционер и интродуктор, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Николай Кузьмич Вехов, основатель крупнейшей в стране опытной станции по выращиванию посадочного материала — лесостепной опытно-селекционной станции (ЛОСС).

prev_2018_06_54.JPGИнтерес людей к здоровому образу жизни неуклонно растет, а вместе с ним увеличивается спрос на суперпродукты и чудо-лекарства. А спрос должен быть удовлетворен. В интернете прославляют целебные свойства опунции инжирной: способность исцелять сахарный диабет, нормализовать уровень холестерина в крови, снижать вес. Опунция — идеальный выбор для подобной рекламы, потому что это растение известно очень давно, а изучено еще довольно слабо. Она, возможно, обладает некоторыми полезными свойствами, и, пока ситуация не прояснилась, все предполагаемые преимущества можно объявить действительно существующими. Оснований для ажиотажа нет, и все же опунция, безусловно, заслуживает внимания.

Жаклин де Гё
prev_2018_06_57.JPG

Молодой инженер Александр Диттель приехал в Москву в начале марта 1926 года. Казанский вокзал ошеломил его величиною зала, шумом, сутолокой. Граждане торопились во все стороны с узлами и чемоданами. Заполошная баба с внушительным задом истошно орала: «Митя-я-я! Митя-я-я-я! Да ихде ж ты, ирод, шоб ты сдох!» Носильщик в длинном холщовом переднике чуть не сбил зазевавшегося провинциала с ног своей тележкой, равнодушно выкрикнув положенное «побереги-и-ись!». Диттель еле успел отскочить в сторону. Никто ни на кого не обращал внимания. Сразу почувствовалось насмешливое пренебрежение огромного города к приезжему нестоличному человеку.

Химики и лирики
prev_2018_06_64.JPG

Владимир Борисов и Александр Лукашин рассуждают о еде (и всем, что с ней связано) в работах писателей-фантастов.

02.07.2018 10:00:00

...17 мая началось извержение одного из самых наблюдаемых вулканов мира — Килауэа на Гавайях...

...падение астероида 66 млн лет назад уничтожило не только динозавров, но и большинство птиц, за исключением видов, не обитающих на деревьях...

...для успешного управления объектами с помощью интерфейса мозг-компьютер необходимо взаимное обучение компьютера и пользователя, что авторы гипотезы и подтвердили победой на Кибатлоне...

...даже однократное лишение сна в течение суток способствует накоплению в клетках мозга бета-амилоидов, ассоциированных с болезнью Альцгеймера...

...создан биосенсор для диагностики кишечного кровотечения; капсула содержит бактерии, которые реагируют флуоресценцией на присутствие гема в окружающей среде, и подает сигнал на внешнее устройство...

27.06.2018 10:00:00

Слухи и сплетни, называемые по-современному ложными или фейковыми новостями, сильно тревожат власти разных стран. С целью защиты европейских ценностей и демократии Европейская комиссия обнародовала доклад «Практический кодекс по дезинформации».

20.06.2018 10:00:00

«Концепция ложных новостей стала основой политических дискуссий с момента избрания Дональда Трампа президентом США и уже привела к делегитимизации средств массовой информации. Понимание общего и различного в восприятии ложных новостей политическими группами поможет разработать стратегию снижения политической поляризации в наших демократических сообществах», — так сформулировали цель своего исследования доктор Крейг Харпер и профессор Том Багули из Ноттингемского университета.

04.06.2018 10:00:00

...землетрясение 2017 года в Южной Корее, второе по мощности в новейшей истории страны, случилось из-за геотермального завода...

...новый стартап «Mammoth Biosciences» в США объявил своей целью проведение любых ДНК- и РНК-тестов методом CRISPR в амбулаторных и домашних условиях...

...миниатюрный сенсор в переднем зубе может передавать по беспроводной связи сведения о состоянии полости рта и о том, что человек ест...

...создан камуфляж для инфракрасной области спектра, работающий по принципу кожи кальмара...

...экспериментально подтверждено, что викинги могли определять положение солнца в пасмурные дни с помощью «солнечных камней», поляризующих свет — кальцита, кордиерита или турмалина...

28.05.2018 10:00:00

Как сделать максимально безболезненным для людей переход от личного автотранспорта к общественному? За счет создания дешевой службы электрических такси-роботов. Такой вывод следует из результатов моделирования, проведенного Гордоном Бауэром из университета Беркли и его коллегами из Лоуренсовской национальной лаборатории Минэнерго США.