Дайте пасту для чернения зубов!

А. Мотыляев

pic_2022_07_62.jpg

Иллюстрация: Rainer Schade

Самураи средневековой Японии чернили зубы: наносили лак с наночастицами коллоидного серебра. Серебро уничтожало вредных бактерий, предотвращая кариес. Сейчас пасту для чернения зубов не найдешь днем с огнем, в моде белый цвет. Однако идея не осталась в прошлом, просто обрела новую форму в виде нанороботов.

В принципе, робот вовсе не человекоподобное существо, обладающее манипуляторами и интеллектом. Это, согласно базовой идее Карела Чапека, прежде всего устройство для выполнения какой-то работы вместо человека. Ему не обязательно требуются интеллект и манипуляторы.

Именно таковы самые примитивные нанороботы — наночастицы, поведение которых зависит от мановения пальца человека. Например, раствор с магнитными частицами, так называемая магнитная жидкость, по этому мановению становится очень плотной, практически твердой. Из магнитных жидкостей делают клапаны, управляемые магнитным полем: они перекрывают мельчайшие каналы, в которые можно проникнуть только «жидким» путем.

Специалисты по продвижению технологий из Пенсильванского университета решили найти таким жидкостям необычное применение и свели в одну группу стоматологов и материаловедов (ACS Nano, 28 июня 2022 года - полный текст). Группе удалось подобрать состав магнитной жидкости на основе наночастиц оксида железа и такие режимы управления ею, что получился прототип устройства, способного чистить зубы. Разливаясь под влиянием электромагнитов в тонкие струйки по малейшим несплошностям между зубов и становясь там жесткими ершиками, магнитная жидкость отлично счищает любую грязь из самых недоступных щелок. Более того, эти наночастицы не хуже серебра убивают обитающие на зубах бактерии и грибы.

Пока что устройство предназначено для инвалидов, которые сами чистить зубы не могут. Однако недалек тот день, когда человек зайдет к стоматологу с данными зубной томографии, тот сформулирует личную программу очистки, и останется только каждое утро и вечер набирать в рот глоток магнитной жидкости да помещать подбородок в магнитное устройство. Его магниты станут выполнять программу, бережно омывая зубы нанороботами.