Разрешение спора о постоянной Хаббла

И. Иванов

Общепринято, что Вселенная расширяется. Ее расширение заставляет галактики удаляться друг от друга. При этом скорость их удаления друг от друга пропорциональна расстоянию между ними. Это значит, что если одна галактика находится в два раза дальше от нас, чем другая, то и ее расстояние до Земли увеличивается в два раза быстрее. Американский астроном Эдвин Хаббл был одним из первых, кто осознал эту пропорциональность. Поэтому его именем названа константа, связывающая скорость удаления галактик друг от друга и расстояние между ними.

Постоянная Хаббла — Леметра представляет собой фундаментальный параметр современной космологии. Но при определении ее разными способами все чаще получаются разные результаты. Если делать это по красному смещению спектров галактик, находящихся далее трех миллиардов световых лет, то она составит 244 000 км/ч на мегапарсек. Если посмотреть на небесные светила, которые находятся гораздо ближе к нам, взрывающиеся сверхновые типа 1a, и определить скорости их удаления по изменению их цветов, то получим значение постоянной 264 000 км/ч на мегапарсек расстояния. Значит, Вселенная вблизи нас расширяется быстрее, чем в среднем. Пример не единственный. Стандартная космологическая модель противоречит и другим наблюдениям.

Группа астрофизиков Сент-Эндрюсского и Боннского университетов, которыми руководит профессор Павел Крупа (Pavel Kroupa), предлагает новое решение для расхождения в измерениях постоянной Хаббла. Оно базируется на недавнем наблюдении, что Солнце находится в области космоса, где материи относительно мало. Вокруг этого так называемого пузыря плотность материи выше, поэтому окружающая гравитация тянет галактики внутри пузыря к его границам и они разлетаются быстрее обычного.

Стандартная космология основана на теории гравитации А. Эйнштейна. Но в ней не должно быть областей во Вселенной с пониженной плотностью материи — она равномерно распределена в пространстве. Однако гравитационные силы могут вести себя не так, как предполагал Эйнштейн. Астрофизики занимаются компьютерным моделированием на базе альтернативной теории гравитации, которую предложил четыре десятилетия назад Мордехай Мильгром и которая называется Модифицированной ньютоновской динамикой (МОНД). Эта теория предсказывает существование таких пузырей.

Профессор Крупа считает, что его подход позволяет разрешить несколько проблем космологии одновременно, если отказаться от Стандартной космологической модели. Результаты исследования опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.