|
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
Что такое быстрая мода? Это такая бизнес-модель, которую мы с вами сделали очень успешной. Суть ее в том, что она быстро производит дешевую одежду, которая соответствует тенденциям моды. А мы ее тут же покупаем, потому что модно и дешево.
Термин появился в начале девяностых для описания брэнда Zara, которая позже стремительно заняла доминирующее положение на рынке. Вслед за ней многие модные бренды типа Н&М научились так же быстро превращать эскизы одежды в готовый продукт за считанные недели.
Быстрая мода сделала брендовую одежду доступной для всех. Она стоит дешево, зато и внешний вид теряет быстро, уже через несколько недель активной носки, и надо идти покупать новую. Ведь никто не будет дорожить кофточкой, которая стоит как одно блюдо в Кофемании? К тому же вы получили ее и вовсе бесплатно, потому что откликнулись на акцию — «Купите две вещи и получите третью в подарок». Как только на ней появятся дефекты, она тут же отправится на помойку, а ее место займет новая, из новой коллекции, такая же дешевая.
Большинство из нас стало жертвой этой быстрой моды. Благодаря ей в современном мире появился термин «микро-сезон». Если 20 лет назад было два сезона — Весна/Лето и Осень/Зима — и соответственно две коллекции в год, то современная мода предлагает нам уже 52 микро-сезона в год — по числу недель. Поэтому теперь, чтобы быть в тренде, нужно обновлять гардероб каждую неделю.
Конечно, любой образованный человек понимает, что быстрая мода — это не безобидный бизнес. Я бы сказала — вредный бизнес, опасный для окружающей среды, а значит, и для нас с вами.
Во-первых, нарастающее производство одежды и обуви требует гигантских ресурсов. Достаточно сказать, что для производства пары джинсов расходуется 7,5 тысячи литров пресной воды. А мировая текстильная промышленность в целом использует 378 миллиардов литров пресной воды в год. Просто умопомрачительная цифра. Причем производство использует чистую пресную воду, а сбрасывает грязную.
Исследования показали, что источник большей части микропластика в воде — это одежда! Даже стирка одежды ежегодно выпускает в океан 500 тысяч тонн микроволокна, что эквивалентно 50 миллиардам пластиковых бутылок.
По данным Business Insider, на производство моды приходится 10% от общего объема глобальных выбросов углерода. Углеродный след одной футболки оценивается примерно в 15 кг. Даже все самолеты в мире не могут сравниться с такими масштабами загрязнения.
За последние два десятилетия производство одежды примерно удвоилось, в то время как население планеты увеличилось только на треть. Это означает, что люди покупают больше и чаще. Сегодня и потребители, и продавцы быстрой моды выбрасывают одежды больше, чем когда-либо. Причем на помойке все чаще оказываются непроданные новые товары. Надо же освобождать место для новых поступлений.
Считается, что каждую секунду в мире отправляется на свалку или сжигается объем текстиля, равный одному самосвалу. Лишь 1% материалов, произведенных для пошива одежды, перерабатывают во вторсырье. Даже некоторые компании, поддерживающие принципы устойчивого развития, сжигают невостребованную одежду на миллионы долларов.
Эта индустрия неустойчива — каждый год на свет появляется более 100 миллиардов новых предметов одежды из новых волокон, и планета не может этого выдержать.
И что со всем этим делать? Хорошее решение — магазины секонд-хэнд, которые дают вторую жизнь многим предметам. Они продолжают набирать популярность по мере того, как растет осведомленность людей о том, как производства текстиля загрязняют окружающую среду. Блошиные рынки, а также крупные модные сети уже предлагают поношенную одежду. С этим связан и успех приложения Avito.
Однако работа с подержанными вещами — дело не простое. Сортировать старую одежду на самом деле тяжело и требует много времени. Каждый предмет одежды надо взять в руки несколько раз, чтобы определить, из чего он сделан, в каком состоянии, каково качество и степень загрязнения. А на все рук не хватает, поэтому многие предметы одежды, которые все еще пригодны для использования, оказываются в мусоре.
Может ли наука здесь помочь? Конечно. На самом деле, работа по распознаванию и сортировке предметов — идеальная задача для искусственного интеллекта. И соответствующий алгоритм и связанная с ним технология не замедлили появиться. Это — текстильный сканер, который должен стать помощником в сортировке.
Сканер сначала фотографирует предметы одежды на черной конвейерной ленте. Затем с помощью искусственного интеллекта за считанные секунды анализирует, какой это продукт, подходит ли одежда для местного рынка секонд-хенд или ее следует переработать. Для этого сканер определяет не только тип одежды, брюки это, блузка или пальто, но и цвет одежды, степень ее изношенности, торговую марку и соответствует ли она текущей моде.
Сейчас ученые думают над тем, как научить текстильный сканер определять, из какого материала сделана одежда, чем и насколько она загрязнена. Для этого можно оснастить текстильный сканер спектрометрами.
Сейчас исследователи экспериментируют с комбинационной спектроскопией, которая может точно определять каждый тип ткани. Тканей, конечно, много разных. Но их все же конечное количество. И тогда можно будет сортировать одежду по типам волокон и направлять в переработку, чтобы из старого волокна получить новое.
А вот загрязнителей тканей может быть невероятно много. И здесь возникает проблема тех самых баз данных, на которых обучают текстильный сканер. Сложно создать библиотеку всех возможных загрязнителей на одежде, чтобы научиться их распознавать.
Решит ли это кардинально проблему? Уменьшит ли это давление на природу, которое оказывает быстрая мода? Поможет ли это развернуться устойчивой моде, которая должна заменить быструю моду? Нет, конечно. Здесь решения, на мой взгляд, лежат в области психологии.
На самом деле, весь модный бизнес в наших с вами руках. Его успех и процветание зависят от того, будем мы покупать или нет. «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи», — говорил барон Ротшильд. И это высказывание сегодня актуально как никогда.