Год чижа

С. Анофелес

Чиж, маленькая желто-зеленая птичка из отряда воробьинообразных семейства Ввюрковые, мало похож на страшного дракона, однако именно его Союз охраны птиц России назначил птицей 2024 года. Как живет чиж?

Конечно же, он не гуляет по Фонтанке, известная песенка обыгрывает кургузый зеленый сюртук студентов-правоведов. Чиж предпочитает не попадаться человеку на глаза и прячется в густых кустах или ветвях деревьев, в городе это зоны скверов и парков. Специалисты по озеленению, стремящиеся к порядку, вольно или невольно лишают чижа жилья: прореживая парки, они вырубают кусты, отчего страдают воробьи и все их родственники. Во время выведения птенцов чиж столь скрытен, что возникла легенда, будто у него есть волшебный камень, который придает невидимость. Орнитологи волшебного камня не нашли, но вот обычные камешки в гнездах чижей присутствуют. Какую функцию они выполняют — непонятно. Не исключено, что это подношения, которыми самец одаривает самку, добиваясь от нее взаимности. А куда их складывать? Ничего кроме гнезда у птиц нет. Среди странных обычаев, принятых в стае чижей, — необычное разделение труда: самый главный самец следит за безопасностью стаи, а другие самцы его кормят. Вообще-то у других птиц принято кормить только птенцов либо самок, а вот именно у чижей кормят вожака стаи.

Ну и, конечно же, чиж — певчая птица, которая прекрасно живет в неволе и радует человека своим чириканьем. Как написали фантаст Андрей Балабуха и его друг Игорь Слок в стихе-подражании Маяковскому:

Чижик чирикает.
Ничего особенного.
Точно так же, как все прочие птичьи пролетарии.
Но кто не слыхивал