«Химия и Жизнь», Февраль 2016

В номере:

Обновление периодической системы завершено
Научный комментатор
А.И. Курамшин
Тридцатого декабря 2015 года рабочая группа Международного союза по теоретической и прикладной химии (IUPAC) выпустила коммюнике, в котором констатировала, что, изучив все опубликованные в литературе данные относительно синтеза химических элементов 113, 115, 117 и 118, совместная комиссия IUPAC и группа Международного союза по теоретической и прикладной физике (IUPAP) подтверждают то, что синтез элементов был проведен и заявки их создателей-первооткрывателей на приоритетность открытия соответствуют критериям признания, сформулированным IUPAP/IUPAC в 1991 году.
Оптогенетика. Как управлять нейроном с помощью света
С.Б. Ястребова
Оптогенетика — метод исследования возбудимых клеток, использующий белки-опсины, которые встраиваются в мембрану клетки и активируются светом (отсюда «опто»). Чтобы встроить фотоактивируемые протеины в мембраны нейронов, приходится привносить в нейроны гены родопсинов, полученные из других организмов, отсюда «генетика». В 2015 году оптогенетика отметила свой десятилетний юбилей. За это время эффективный инструмент изучения нервной системы окреп и получил ряд применений, которые изначально были недоступны.
Порошок железа заменит бензин
А.И. Курамшин
Результаты исследования группы из канадского Университета Макгилла под руководством Джеффри Бергторсона позволяют предположить, что порошки металлов, полученные с применением чистых источников энергии, станут более вероятной заменой нефти и газу, чем водород, биотопливо или аккумуляторы.
Топливо из рыбьих потрохов
По самым приблизительным оценкам, в результате переработки рыбы, креветок и прочих морепродуктов в пищевой промышленности ежегодно образуется 64 миллиона тонн отходов. Возможно, все эти отходы — потроха и головы — можно будет превратить в доходы, а точнее, в похожее на уголь вещество, которое называется «гидроогарок».
Рисовать электросхемы станет легче
А.И. Курамшин
Любой профессиональный проектировщик электрических схем, как, впрочем, и любитель электротехники, хотел бы иметь возможность нарисовать электрическую схему на бумаге, стене или ткани обычной шариковой ручкой. Благодаря результатам работы канадских ученых под руководством Юнь Яна эти мечты вскоре могут сбыться.
Медь: факты и фактики
Правда ли, что медь — первый металл технологической цивилизации? Как получали и получают медь? Где используют медь? Что делает медь в организме человека? Чем хороша и чем опасна медная посуда? Что можно сделать с наночастицами меди? Как вырастить монокристаллы меди? Как повысить прочность меди? Как связаны медь и графен? Используют ли медь как катализатор химических реакций? Какие побочные продукты образуются при производстве меди? Когда и где началось производство меди? Что такое Каргалы? Связаны ли Аркаим и Каргалы? Что такое бронза? Что такое латунь? Что такое мельхиор?
Ловушки для атомов
В.Н. Глушко
В 70-­х годах прошлого столетия, после того как Чарльз Педерсен открыл простой способ синтеза краун­-эфиров, эти вещества были занятной диковиной в химии органических соединений — красивые молекулы, структурные формулы которых напоминают снежинки или ожерелья (их и назвали от англ. crown — корона). Сегодня с их помощью лечат и диагностируют заболевания, очищают окружающую среду, конструируют молекулярные машины и приборы для передачи энергии или хранения информации.
Российские «короны» и другие ценности
С. Фролова
Первыми соединениями, полученными с помощью установки в ИРЕА, были дибензо­-21­-краун­-7 и дибензо­-18­-краун-­6. Основой синтеза стали химические реакции, предложенные Чарльзом Педерсеном. Но перед тем как отправить реагенты в реактор, процесс доработали, подобрали нужные растворители, устранили побочные реакции и лишь затем запустили производство.
Price
Алексей Ерошин
Гугл-пес повертелся на месте, опустил голову и смущенно вильнул хвостом. Игорь уставился на бетонный забор и тихо чертыхнулся. Опять он повернул не туда. Вторая за двадцать минут ошибка виртуального проводника — это нонсенс...
Человек в каркасе
Мысли о будущем
Виктор Вагнер
«Будущее уже здесь, оно только распределено не слишком равномерно», — сказал Уильям Гибсон. О ростках будущего, которые можно найти в настоящем, читателям «Химии и жизни» рассказывает Виктор Вагнер, программист-разработчик фирмы «Postgres Professional», автор фантастического романа «Дети пространства».
Микрофлора нашей техники
Полуоткрытая статья
Совершенствуя свои жилища, оснащая их водопроводом, канализацией и бытовой техникой, человек создает множество новых экологических ниш, в которых уютно себя чувствуют микроорганизмы. Проникают они в дом легко, а избавиться от них практически невозможно, хотя порой очень хотелось бы. Остается лишь изучать непрошеных соседей и постоянно мыть, чистить, драить все эти приспособления, предназначенные облегчать нам жизнь.
Кофе вареный и пареный
Что мы пьем
Полуоткрытая статья
Способов приготовления кофе великое множество. Однако все их можно разделить на две большие группы: заваривание в воде или пропускание через слой кофе небольшого количества горячей воды под давлением (эспрессо). В обоих случаях кофе используют обжаренный и молотый, и в дальнейшем, говоря о кофе, мы будем иметь в виду именно такой.
Нелетальная война
В истории деятельности Игнобелевского комитета было несколько случаев, когда премию мира давали за то, что можно назвать «работы по созданию нелетального оружия». Вот, например, премию 2000 года присудили Британскому военно-морскому флоту. В том году офицеры флота на одном из кораблей из-за сокращения бюджета придумали новый метод тренировки артиллеристов. Те выполняли все положенные телодвижения: открывали затвор пушки, помещали внутрь снаряд, наводили на цель. Но не стреляли, а в соответствующий момент громко кричали: «Бух!»
Из чего состоит комета?
Вопросы - ответы
Как возникла жизнь на Земле? Могли ли ее занести на нашу планету кометы? Да и как вообще появилась жизнь во Вселенной? Эти вопросы не оставляют в покое ученых и конечно же — химиков, которые не оставляют попыток добраться до кометного вещества.
Новый природный антибиотик теиксобактин
Вопросы - ответы
Год назад, в январе 2015­го, американские исследователи из Северо­-Восточного университета в Бостоне объявили, что открыли новый природный и очень мощный антибиотик — теиксобактин. Казалось бы, что здесь такого особенного? Антибиотиков полно, стоит заглянуть в аптеку. Однако это событие действительно необычное.
Болеутоляющие препараты делают дрожжи
Вопросы - ответы
Самый совершенный химический заводик — это обычная живая клетка. Здесь все химические реакции катализируют ферменты — вещества, клеткой же и производимые. Поэтому химики все чаще прибегают к помощи микроорганизмов, чтобы синтезировать то или иное вещества.
Станен — кузен графена
Вопросы - ответы
Графен, очаровавший физиков и химиков в начале XXI века, сегодня стремительно обзаводится родней — двумерными материалами­решетками толщиной в один атом («Химия и жизнь, 2015, 10). Уже появились «графен» из кремния — силицен (2010), из фосфора — фосфорен (2014) и из германия — германен (2014). Наконец в августе 2015 года «Nature» объявил о создании станена — сетки из атомов олова толщиной в один атом.
Почему натрий в воде взрывается?
Вопросы - ответы
Химиков по­-прежнему волнуют вечные вопросы, включая вроде бы мелкие и ясные, давно вошедшие в школьные учебники. Например — почему металлический натрий, как и другие щелочные металлы, взрывается в воде. Этот эксперимент учителя в школах, да и в университетах, всегда приберегают на десерт, потому что кусочек металла, мечущийся в воде в сопровождении грома и пламени, впечатляет всех.
О птичках, зеках и альтруизме
Математюры
С. Рубина
Начало современной теории игр положил венгеро-американский математик Джон фон Нейман, опубликовав в 1944 году книгу «Теория игр и экономическое поведение». Ее стали применять в экономике, социологии, политологии; позже, после публикации работ моего любимого Джона Мейнарда Смита, этот метод пустили в ход и биологи. Одной эволюцией дело здесь не ограничилось, метод помог найти ответы и на некоторые философские вопросы.
От медицины для всех – к медицине для каждого
А.В. Баранова
Колоссальный разрыв между наукой и практической медициной заключается вовсе не в невозможности масштабного применения персонализированных медицинских технологий и не в высокой стоимости сложного оборудования, а в том, что наука и медицина работают в принципиально разных системах координат. Ученые выявляют общие закономерности патогенеза, объединяющие больных со сходными картинами заболевания в одну группу. Практикующий врач работает с индивидуальными случаями этого же заболевания.
«Волшебная пуля» Гая Генри Фаже
С.А. Ястребов
Главная статья Гая Генри Фаже вышла в свет в ноябре 1943 года — неудивительно, что эффект от нее затерялся в грохоте происходивших тогда великих сражений. Между тем открытие, которое сделал Фаже, без преувеличения спасло много миллионов человеческих жизней. Он научился лечить проказу — страшную болезнь, которая тысячелетиями воспринималась как пожизненный приговор для всех пораженных ею.
Белые начинают и проигрывают
Полуоткрытая статья
Летом и осенью, когда паковые арктические льды тают, белые медведи вынуждены сходить на сушу и искать себе пропитание, конкурируя при этом с постоянными обитателями этих мест, бурыми гризли. В межвидовых конфликтах с белыми медведями гризли безусловно доминируют. Есть несколько предположений, почему белые медведи отступают от ценной пищи при явном физическом преимуществе. Одно из объяснений заключается в том, что гризли и белые медведи живут по разным расписаниям.
Учебник физики: зачем и какой?
Л.А. Ашкинази
Что можно сделать в нынешней ситуации, чтобы обеспечить относительно нормальную жизнь большинству и возможность заниматься наукой бесконечно тонкой прослойке? Ответ очевиден: учебников физики должно быть два и оба они должны быть увлекательнее, чем нынешние. Один из них должен быть бытоориентированным и давать знания по физике, необходимые в повседневной жизни, другой же – для тех, кто глубже интересуется физической картиной мира и планирует заниматься наукой по-настоящему.
Шоколадный трюфель
Конфет на свете великое множество, но самые парадные и дорогие — шоколадные. А самые роскошные из них, шоколадные из шоколадных, безусловно, трюфели: особый шоколадный крем (ганаш), обсыпанный порошком какао или покрытый шоколадной глазурью.
Бедные сердечки
Ирина Истратова
Алю разбудила Шашка. Кошка устроила охоту на тапки и гоняла их по комнате, пока не загнала в щель под шкафом. Запрыгнула на стул и затаилась в ожидании, когда тапки осмелеют и выползут, но те, тоже не дураки, отсиживались...
О катализе всерьез
Из писем в редакцию
О.Л. Калия, О.Н. Темкин
Статья А.А.Вакулки «Рассказ о катализе» («Химия и жизнь», 2015, № 10) претендует на изложение определенной концепции сегодняшнего состояния науки о катализе и путей ее развития. Нас побудило написать эту заметку ошибочное, по нашему мнению, отражение в статье положения дел в этой серьезной науке, одном из важнейших драйверов развития химии и жизни.
Постоянная, которую не рассчитывал Лошмидт
В погоне за точностью
Статья Лошмидта «О размерах молекул воздуха» была опубликована в 1865 году в журнале «Sitzungsberichte der kaiserlichen Akademie der Wissenschaften Wien». Он исходил из кинетической теории газов и плотности жидкого воздуха. Однако впервые жидкий воздух был получен Луи Кальете и независимо Раулем Пикте лишь в 1877 году, поэтому Лошмидту пришлось оценивать нужную величину, исходя из свойств других веществ, известных и в виде жидкости, и в виде газа. Как он это сделал?