«Химия и Жизнь», Март 2010

В номере:

Живое из неживого
Е. Клещенко
Крейг Вентер — руководитель проекта, успешно конкурировавшего с «Геномом человека», исследования, в результате которого был впервые расшифрован и опубликован диплоидный геном одного конкретного человека (самого Вентера), и работ по получению организмов, способных производить биотопливо, — планирует в течение ближайшего года сконструировать организм с полностью искусственным геномом — абсолютно новое существо, созданное человеком «с нуля». Это будет простейший микроорганизм: ничего лишнего, только то, что необходимо для поддержания жизни. Впрочем, важен принцип.
Лекарство с доставкой
Эксперимент
О.О. Максименко
Автор идеи адресной доставки лекарств в организме Пауль Эрлих назвал такое лекарство «волшебной пулей» (говорят, эта мысль пришла ему в голову, когда он слушал оперу фон Вебера «Волшебный стрелок»). Суть в том, чтобы «пули» попадали точно в бактерии или, например, в опухолевые клетки, не задевая здоровые ткани. Помещение лекарств в липосомы или связывание их с наночастицами позволяют достичь такого эффекта. Более того, наночастицы проходят гематоэнцефалический барьер, а это открывает путь к удалению опухоли мозга без операции.
Микрореакторы
Л.Л. Макаршин
Если уменьшить реакционную зону до размера, сопоставимого с размером молекул, скорость и избирательность реакции возрастут на несколько порядков. Более того, можно будет изменить реакцию (а значит, получить из тех же реагентов другие продукты). В результате — многократное увеличение эффективности химических технологий.
Гроверу и не снилось...
М.Ю. Корнилов
Гелицены — углеводороды, молекулы которых состоят из ароматических колец, соединенных в спираль; в простейшем случае — нечто вроде пружинной шайбы (шайбы Гровера). Гелицены оптически активны: они поворачивают плоскость поляризации света на больший угол, чем какое-либо другое вещество. В природе гелицены не встречаются — это произведение химического искусства.
Измерение нанотехнологий
А.И. Терехов
Слово «нанотехнологии» сейчас знакомо, пожалуй, всем. Правительства более 60 стран, России в том числе, приняли национальные программы по их развитию. Чтобы оценить ход этого развития, его успехи и неудачи, необходим анализ наукометрических индикаторов (индекс цитирования, число публикаций и т. д.). По России таких данных пока нет. Сотрудник Центрального экономико-математического института пытается частично заполнить этот пробел. Анализ показывает, что кое в чем мы вполне на уровне, а в чем-то отстаем — причем не всегда это напрямую связано с нехваткой средств.
Итоги свиного гриппа
Мифы нашего времени
Е. Котина
Для начала раз и навсегда уясним, в чем разница между гриппом и обычной простудой. То и другое передается воздушно-капельным путем, в обоих случаях пациенты жалуются на высокую температуру, насморк, кашель, ломоту в мышцах... То и другое вызывается вирусами, но вирусы — разные.
Альтернатива курению — выгода для народа, хлеб для химиков
Из писем в редакцию
В.Т. Каравосов
Хотя капля никотина, как известно, и убивает лошадь, для человека-курильщика куда вреднее другие компоненты дыма. Так что, предоставив возможность курильщикам «получать дозу» никотина из аэрозольного баллончика, можно а) сделать их вредную привычку менее вредной, б) избавить некурящих от табачного дыма, в) освободить 3,5 млн. гектаров плодородной земли под какую-нибудь более полезную культуру, г) дать работу химикам, инженерам и специалистам по рекламе (надо же как-то убедить курильщиков заменить сигарету на баллончик).
Как улучшить соболя, или С чего начать селекцию
Б.В. Андрианов
Соболей разводят на фермах вот уже восемь десятков лет — ради их меха. Естественно, при этом шел отбор на самую ценную окраску (черную без пятен). Но при этом плодовитость животных почему-то резко упала. В конце концов оказалось, что «в лоб» эту проблему не решить (здесь помог опыт, накопленный при разведении норок — близких родственников соболей). Сначала зверей нужно одомашнить, для чего провести отбор по поведению, на отсутствие агрессивности. При этом, правда, окраска меха становится в среднем хуже с коммерческой точки зрения. Но зато можно выбрать животных, хорошо размножающихся в неволе, и уже среди них проводить отбор на желательную окраску меха. Опыт с норками показывает, что можно получить и новые, даже более ценные, чем природный, варианты окраски. Да и пальцы у персонала будут целее...
Адаптация к бездне
Д.А. Афонников, К.Б. Гунбин, В.В. Суслов
Есть удивительные микроорганизмы, археи из рода пирококков, которые умудряются жить в районе «черных курильщиков» — гидротермальных источников на дне океана, при температурах 60–80 градусов (иногда и выше) и давлении 300–500 атм. Авторы проследили на уровне отдельных генов путь эволюционного приспособления к таким экстремальным условиям. Все указывает на то, что естественный отбор шел на изменение механизма стресса (он бывает и у одноклеточных), а точнее — на способность долгое время жить в условиях стресса.
Откуда дровишки
С.А. Язев
О том, откуда берется энергия Солнца (и других звезд), высказывались в разное время самые фантастические гипотезы: например, аннигиляция вещества и антивещества и даже потоки времени, трансформирующиеся в электромагнитное излучение. Теперь считается доказанным, что источник энергии — термоядерный синтез. Но многие детали того, что происходит в недрах Солнца, все еще остаются предметом более или менее обоснованных гипотез. Некоторые из них можно проверить в условиях Земли (нет, речь в данном случае не о водородной бомбе!)
Банк данных антиоксидантов
Вести из лабораторий
Я.И. Яшин, А.Я. Яшин
Всем известно, что антиоксиданты снижают риск многих болезней и предотвращают преждевременное старение. Сейчас их уже рассматривают как отдельный класс компонентов пищи наряду с питательными веществами и витаминами (хотя некоторые из витаминов тоже антиоксиданты). Пришло время эти вещества «посчитать». Сейчас заканчивается большая работа по оценке содержания антиоксидантов в пищевых продуктах, БАД, витаминах, лекарственных травах — во всем, что мы едим и пьем. А в статье приведены таблицы с некоторыми интересными сравнительными данными из этой базы. Кстати, зеленый чай — на первом месте.
Олива, она же маслина
В наших местах свежие оливки — редкость. Мы имеем дело в основном с консервированными. Их собирают в октябре, незрелыми, и обрабатывают щелочью, чтобы удалить горечь (кстати, зеленые они или черные — зависит только от способа обработки). Они достаточно вкусны, но, к сожалению, почти все полезные вещества при обработке разрушаются. А ведь свежие оливки содержат чуть ли не все необходимые нам витамины и микроэлементы.
Путь в глубины вещества. Десять экспериментов
Наша книжная полка
Е. Лясота
Автор книги «Путь в глубины вещества» Л.В. Тарасов замахнулся на грандиозную задачу — показать неподготовленным читателям (в том числе младшим школьникам, не изучавшим еще физику и химию), как устроено вещество и как работает живая клетка. Таких книг было немало, но автор нашел свой, оригинальный способ представления материала, и, кажется, действительно способен разъяснить младшему школьнику, «как все устроено» — причем так, чтобы читатель не заскучал. Дж. Джонсон решил, по аналогии с семью чудесами света, отобрать «Десять самых красивых экспериментов в истории науки» (так полностью называется книга), от Галилея до нашего времени. Критерии отбора и его результаты, кажется, весьма убедительны.
Белая кошка в черную клетку
Юлия Гофри
— Разрешите пройти? - буркнул Миша.
— Что это? — не двигаясь с места, поинтересовался Деньжинский.
— Кошка.
Деньжинский молча переводил взгляд с Машкиной невозмутимой морды на Мишину невозмутимую физиономию. Миша понял, что присутствует при событии исторического масштаба: Деньжинский растерян и не знает, что сказать! Молодой человек подался вперед, тем самым намекая, что не собирается стоять здесь до вечера, и Николай Семенович невольно сделал шаг в сторону. Миша зашагал к лаборатории...
Керамика: его величество фарфор
Материалы нашего мира
М. Демина
«Голубой, как небо после дождя, блестящий, как зеркало, тонкий, как бумага, звонкий, как гонг, гладкий и сияющий, как озеро в солнечный день» — это о китайском фарфоре. Секрет его изготовления был в Китае государственной тайной. Но нет худа без добра: пытаясь воспроизвести китайскую технологию, получили новые сорта фарфора — мейсенский и русский.