Альтернатива курению — выгода для народа, хлеб для химиков

В.Т. Каравосов

Курение табака и махорки заимствовано цивилизацией у американских индейцев в Средние века и с тех пор стало широко распространенной пагубной привычкой в основе которой лежит наркотическая зависимость от никотина. Для индивидуального курения применяют самокрутки, трубки, папиросы, сигареты, сигары, для группового — кальяны, но все современные виды употребления никотина имеют по меньшей мере четыре крупных недостатка. Первый состоит в том, что курильщики вместе с никотином вдыхают около 200 вредных веществ: смолы, диоксины, окись этилена и многие другие, в общем всю номенклатуру завода тяжелого органического синтеза (убедиться в этом может каждый, поставив нехитрый опыт, описанный в октябрьском номере «Химии и жизни» за 1988 год. — Примеч. ред.). Второй недостаток — неудобство для окружающих, которые становятся пассивными курильщиками. В-третьих, занятие это взрыво- и пожароопасно, а в-четвертых, по данным ФАО, в мире табаком занято 3,5 миллиона гектаров плодороднейших земель, которым могло бы найтись и другое применение. Например, чтобы не вызывать социальной напряженности в районах табаководства, там можно выращивать трансгенный табак, синтезирующий всевозможные лекарственные препараты.

Как избавиться от всех четырех недостатков сразу? Ввести в употребление чистый синтетический никотин в виде аэрозоля из баллончиков с дозирующим устройством. При этом резко уменьшается риск онкологических заболеваний у курильщиков и полностью исключается пассивное курение окружающих людей. Новый способ употребления никотина взрыво- и пожаробезопасен, а также позволит освободить миллионы гектаров пашни для производства продовольствия или лекарств.

Выгода для народа очевидна, остается понять, какая от этого польза химикам. Техническое обеспечение альтернативы курению уже существует: многие лекарства фармацевты расфасовывают в аэрозольную упаковку с дозированием не только на миллиграммы, но и на микрограммы. Однако быстрому продвижению изобретения к повседневной практике может способствовать только высокий экономический эффект, то есть аэрозольное употребление никотина должно стать намного дешевле курения сигарет. Вот здесь и начинается работа химиков, которым надо синтезировать никотин как можно более рентабельным способом. Задача непростая, но посильная. Известно, что в одной сигарете содержится 7–8 мг никотина, из них 3–4 мг поступают в кровь при курении, а остальное рассеивается в окружающей среде с дымом. При аэрозольном употреблении из баллончика потерь никотина можно избежать или, по крайней мере, их минимизировать. Нетрудно посчитать, что в один баллончик можно закачать десятки и даже сотни пачек сигарет, и альтернатива курению станет не только этически, но и экономически оправданной.

Курильщики мне возражают: мол, курение для них — средство общения, а вовсе не употребление наркотика. Эта ложь и одновременно заблуждение нуждается в развенчании. Альтернатива курению отнимет у курильщиков социальную составляющую и покажет как им самим, так и зеленой неопытной молодежи, что люди с сигаретой в зубах — и не супермен, и не ловкий ковбой с пачки «Мальборо», и не утонченная дама, а больные, наркозависимые люди. Стоит ли идти их путем? Так что химики могут сделать вдвойне благородное дело, предложив замену сигарете. Впрочем, не исключено, что перед запуском этого дела в продажу пройдет рекламная кампания и будет создан положительный образ курильщика с аэрозольным баллончиком. И баллончик будет выдавать никотин медленно, за те же пять минут, и общение никуда не денется. Однако даже при таком результате, общество будет избавлено от зловонного и вредного дыма. Как бы то ни было, будем надеяться, что химики получат достойную награду от китов фармацевтической промышленности, которые стоят ближе всех к производству аэрозольного никотина.

Кандидат сельскохозяйственных наук
В.Т. Каравосов,
Белорусский государственный аграрный технический университет

Разные разности
Почему у собак глаза темнее, чем у волков
У большинства домашних собак глаза темно-коричневые. А вот если мы посмотрим на волков, то увидим другую картину — их глаза ярко-желтые. Куда же делся ярко-желтый волчий цвет? Этим вопросом задались японские ученые и решили докопаться до истины.
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...