Химия и Жизнь - Премия по шаблону | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 2021 №5

Премия по шаблону


Любовь Стрельникова

pic_2021_05_02.jpgЕще одна общенациональная премия появилась в этом году — Премия Христофора Леденцова. Ее будут вручать тем, кто своими научными исследованиями обогатил науку, кто разрабатывает прорывные технологии и новую технику в интересах человечества, кто внедряет инновации в экономику и социальную сферу, финансирует исследования и разработки, продвигает инновации и новые технологии в обществе (ledentsovaward.org).

Хорошая идея, правильные слова, подходящий момент, ведь этот год объявлен Годом науки и технологий в России. Сегодня у нас много ярких, ответственных и неравнодушных к будущему страны исследователей, инженеров и меценатов. Как же будут выбирать из них самых достойных? А очень просто — по многократно отработанной схеме. Организаторы премии предлагают всем желающим (!) присылать заявки (!) по определенной форме — мол, дайте премию мне, я очень хороший, или дайте премию моему другу Ивану Васильевичу, он тоже хороший. Хотя — нет, лучше все же мне. Просто заходишь на сайт премии и заполняешь форму…

Какая же это премия? Это раздача денег по заявкам. Премия, это когда ты только сел позавтракать, а тут звонок:

— Доброе утро, вас беспокоят из Нобелевского комитета. Поздравляем, вы стали лауреатом Нобелевской премии 2021 года. Ждем вас на церемонии вручения в Стокгольме
— Боже мой! Да как же это! Да не может быть! А вы меня не разыгрываете?

Вот это -— премия, истинное воздаяние по заслугам, честная внешняя оценка вклада ученого в науку. Призыв Нобелевского комитета к ученым подавать заявки на Нобелевскую премию через заполнение соответствующей формы на сайте — нонсенс и анекдот. К сожалению, таких истинных премий, где самовыдвижение невозможно, осталось мало. На ум приходят традиционные премии в области науки — Нобелевская и Филдсовская, а из новых в области науки и образования, появившихся в прошлом году, — Премия ЮНЕСКО-России имени Д.И. Менделеева и Премия имени И.В. Петрянова-Соколова. Наверняка есть и другие. Подавляющее же большинство нынешних премий, которые все на одно лицо, — это раздача денег по заявкам, то есть процесс случайный.

На самом деле именно по заявкам выдают гранты и субсидии на исследования и разработки. Но гранты и премии — совершенно разные вещи. Гранты и субсидии — это едва ли не единственный сегодня источник средств для выполнения научных исследований и разработок, результаты которых будут получены в ближайшем будущем. И здесь процедура подачи заявок с последующей экспертизой — единственно возможное решение. А премии — это внешняя оценка результатов деятельности человека, его вклада в науку, технику и процветание страны.

Представьте себе директора института, который предлагает сотрудникам подать заявки на премию, а он на них посмотрит и выберет, кому давать. Нелепость, правда же? Более того, сотрудники института, чей вклад в науку действительно велик, покрутят у виска и, разумеется, никаких заявок подавать не будут — неприлично и себя не уважать. Директор обязан честно оценивать своих подчиненных, он должен выдать премию тем достойным, кто, скорее всего, никогда и ничего просить не будет. В науке пока еще много интеллигентных и скромных людей.

Новая премия — чиновничья по духу, да и по сути, достаточно посмотреть на перечень партнеров, состав оргкомитета и экспертного совета. А какая наипервейшая задача любых чиновников? Правильно, немедленно спихнуть с себя работу на заинтересованных, пусть сами крутятся и бегают, им же премия нужна. Но здесь проступает и другая, более неприятная вещь, которая называется «они не в курсе». Получается, что чиновники, учредившие премию и поддержавшие ее (Государственная Дума, Совет Федерации, Минпромторг и др.), просто не знают нынешних героев научного и технологического фронта, не знают, кто у нас внес наиболее значительный вклад в развитие научно-технологического потенциала России, не знают, кто у нас жертвует свои деньги на научные исследования и разработки и их внедрение, не знают, кто в России из года в год занимается пропагандой и популяризацией науки, отечественных ученых и их деятельности.

Конечно, всего знать невозможно. Но ведь они даже не знают, к каким институциям надо обратиться, чтобы получить по этому вопросу исчерпывающую объективную информацию. А это значит, что никакой аналитикой они не занимаются и вообще страшно далеки они от народа. И слова у них в голове путаются, не видят они разницу между грантами и премиями. Поэтому в форме заявки на Премию Христофора Леденцова есть странные пункты — «Тема, выдвигаемая на соискание» и «Обоснование темы». Что бы это значило?

Кстати, на сайте премии под шапкой «Преемственность» написано, что «идеология премии была создана и успешно применена в нашей стране Христофором Леденцовым более 150 лет назад». Это неправда. Во-первых, более 150 лет назад Христофору Семеновичу было 29 лет. У него еще не было большого капитала, а также знаний и опыта, чтобы думать о благоденствии человечества, которое подарит наука. А он и не думал до поры до времени. Во-вторых, никакой премии и соответствующей ей идеологии Х.С. Леденцов не создавал и не применял. В последние годы своей жизни он размышлял об эффективной системе поддержки науки и изобретательства в стране с помощью частных капиталов и придумал «Общество друзей человечества», которое не без труда учредили его соратники только через два года после его смерти, в 1909 году. Оно получило в распоряжение огромный капитал Х.С. Леденцова и на эти деньги должно было поддерживать ученых и изобретателей.

Общество рассматривало заявления об изобретениях и всячески содействовало техническому творчеству советами, указаниями и деньгами. Но эта деятельность носила случайный характер в силу случайности многочисленных ходатайств изобретателей (заявки на премию — такая же случайность). Поэтому Общество параллельно учреждало и субсидировало научные лаборатории. Вот почему в экспертном совете Общества друзей человечества работало более двухсот известных ученых и изобретателей. (Читайте об этом в статье «Друзья человечества», идущей следом). Так что если говорить о преемниках идеологии «Общества друзей человечества» Х.С. Леденцова, то это, скорее Российский научный фонд, да и то с натяжкой.

Вообще, на сайте много чего написано, много слов, милых сердцу чиновников, — «дорожная карта», «план качества», «план управления», «инструменты проверки качества проекта» и даже «соответствие плановым показателям в контрольных точках проекта», не говоря уже о пресловутой «научной новизне»… Позвольте, господа чиновники, вы это о чем? О субсидии? О госзадании? Опять все попутали? К чему все эти ужимки и прыжки? Какое отношение все это имеет к оценке обществом заслуг исследователей, инженеров и меценатов?

Вы скажете мне, ну что ты придираешься к словам. Сейчас все премии делают по такому шаблону, где само понятие «премия» давно потеряло смысл. На что я отвечу — очень плохо. Со слов все начинается, а часто сразу же и заканчивается. Конечно, важны не только слова, но и люди. К своему удивлению на сайте не нашла имени физика, член-корреспондента РАН Николая Николаевича Леденцова, правнука Христофора Семеновича. Не позвали или не захотел иметь к этому отношения? Зато Оргкомитет возглавляет Л.Е. Линдблад, вице-президент Международной академии информационных технологий (а заодно руководитель как минимум еще трех организаций, по версии rusprofile). Деятельность этой международной академии отмечена редкими мероприятиями, среди которых, например, научно-практический семинар «Энергоинформационные технологии», посвященный развитию интуиции в бизнесе, энергоинформационному взаимодействию и астрологии для бизнеса (март 2021 г.).

Но в этой истории все же есть три очень важных слова — Христофор Семенович Леденцов. Премия, о которой речь, была учреждена по инициативе Администрации Вологды и Правительства Вологодской области по случаю 180-летия Х.С. Леденцова, который родился в Вологде в 1842 году и там же похоронен. Спасибо, что напомнили российскому обществу об этом удивительном человеке, одном из самых богатых представителей купеческого сословия, который знал восемь языков и библиотека которого насчитывала несколько тысяч томов научной литературы, который мечтал о рае для человечества на Земле и сделал все, что мог, чтобы приблизить его.

По этому случаю специально повторяем статью о Х.С. Леденцове, которая была опубликована в «Химии и жизни» в 2013 году. А что до «премии» — Бог с ней, одной больше, одной меньше. Просто за Христофора Семеновича обидно.


https://hij.ru/read/issues/2013/april/2536/

 
 
Разные разности
Анатомия «Руанского собора»
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве в феврале и марте очень коротко прошла необычная выставка. Всего две картины Клода Моне — «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером». А рядом были представлены результа...
Пирожное как источник топлива
На волне интереса к биотопливу появилась идея использовать невостребованные хлебобулочные изделия в качестве сырья для биотоплива. А почему бы и нет? Хлеб содержит много крахмала. Он легко расщепляется ферментами на молекулы сахара, которые затем дро...
Универсальное противоядие
Ученые Исследовательского института Скриппса изучили нейротоксины, вырабатываемые многочисленными ядовитыми змеями и создали универсальное противоядие против ядов крайтов, тайпанов, кобр и мамбы.
Быстрая мода против долгой жизни
Быстрая мода сделала брендовую одежду доступной для всех. Она стоит дешево, зато и внешний вид теряет быстро, уже через несколько недель активной носки, и надо идти покупать новую. Но быстрая мода — это вредный бизнес, опасный для окружающей сре...