Все керамические материалы делятся на грубые — крупнозернистые, с высокой пористостью и тонкие — мелкозернистые, с однородной структурой. Строительный красный кирпич, черепица, терракота (от ит. «обожженная земля»), гончарная майолика — относятся к грубой керамике. Тонкая — это белая майолика, фаянс и благородный, утонченный фарфор.
|
Иллюстрация Натальи Колпаковой |
Терракота — неглазурованная керамика красных и коричневых цветов используется в строительстве, для оформления зданий, отделки оград, дорожек. Гончарная майолика — та же терракота, но покрытая глазурью, которая придает гладкость поверхности, повышает ее прочность и грязеустойчивость. Майолика получила свое название от острова Мальорка в Средиземном море, откуда арабские купцы привозили ее в Европу.
Что такое глазурь? Самая простая, соляная — это измельченная глина, растертая с поваренной солью. Такой массой покрывали уже обожженные изделия и подвергали их вторичному обжигу. В результате глазурная масса расплавлялась — остекловывалась и прочно скреплялась с поверхностью. С химической точки зрения соляное глазурование — это гидролиз хлорида натрия (NaCl). Примерный состав такой глазури Na2O·Al2O3·5SiO2. При добавлении в глазурную массу соды, белил, оксидов бора, стронция, железа, кобальта, меди можно получить глазури самые разные — прозрачные, блестящие, матовые, цветные с ярким сочным чистым цветом.
Изразцы, которыми на Руси облицовывали печи, — это майолика с оттиснутым на ней рельефом. Слово «изразец» буквально означает то, что вырезано, изрезано. Русские мастера, вырезавшие деревянные формы для оттисков, создавали настоящие картины: на рельефах появлялись герои сказок и былин, диковинные птицы и животные, сцены сражений и охоты. Печь, одетая или, как говорили, убранная изразцами, была и украшением дома, и отлично грела, ведь плитки увеличивали теплоотдачу.
Белая майолика отличается от гончарной светлым цветом на изломе обожженного изделия. От чего зависит, какой вид керамики получится при обжиге: красный кирпич или тонкая светлая плитка? Конечно, от вида и состава сырья, то есть глиняной массы. Большинство видов глины (кроме белой глины — каолина) после обжига меняет свой первоначальный цвет: бурая становится красной, зеленая — розовой, черная и синяя белой. Это происходит потому, что при высоких температурах выгорают органические и минеральные примеси, придающие цвет живой, природной глине. По цвету, который глина приобретает после обжига, ее подразделяют на беложгущуюся (белый, светло-серый, светло-розовый) для тонкой керамики и красножгущуюся (красный, коричневый, фиолетовый) для грубой. Глиняная масса — это глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем, известью, костяной золой. Белый каолин используют для получения самого совершенного вида керамики — фарфора. При обжиге он остается белым и на поверхности, и на изломе.
До появления фарфора самой ценной керамикой в Европе считался фаянс, названный так от города Фаэнца на севере Италии, крупнейшего центра по производству керамики в XIV—XV веках. Бело-кремовые кувшины, пиалы, сосуды для хранения оливкового масла и вина, элегантные чашки и тарелки с ажурными краями были в то время непревзойденными по красоте. Но фаянс уступает фарфору — он более пористый, его водопоглощение выше, механическая прочность ниже. Если в исходную фаянсовую массу ввести алюмосиликатный состав — шамот (45% Al2O3 и 5% SiO2), то получится шамотированный фаянс, тепло- и ударостойкий, из которого и сейчас делают санитарно-технические изделия — ванны и раковины.
Там, где люди находили крупные залежи глины, особенно белых сортов, возникали керамические производства. Так в XIV веке на московской земле появилась Гжель, центр гончарного ремесла России, поставщик царского двора. С XVII века развивается знаменитый гончарный промысел города Скопина под Рязанью. Глиняные игрушки — «дымковские» из Кирова (теперь Вятка), «филимоновские» из Тульской области, «абашевские» из Пензенской, «хлудневские» из Калужской — уникальное явление декоративно-прикладного искусства России. Чудесные, празднично-яркие, нарядные фигурки людей, животных, птиц стали украшением современного домашнего интерьера. Есть звучащие игрушки: от простеньких свистулек до настоящего музыкального инструмента — глиняной окарины. Кстати, окарина очень популярна в Италии, там она — непременный участник народных оркестров.
Керамика — не только посуда, кирпич или облицовочная плитка. В современном понимании это любой неорганический неметаллический материал, иногда с минеральными добавками, получаемый под воздействием высоких температур с последующим охлаждением. Любая керамика — хороший диэлектрик, то есть имеет большое электрическое сопротивление. Сегнетокерамика, пирокерамика, пьезокерамика — это керамические материалы, из которых делают изоляторы, терморезисторы, конденсаторы высокой емкости, инфракрасные детекторы, зажигалки для газовых плит, звуковые генераторы, гидролокаторы и многое другое.