Попробуйте отгадать старинную русскую загадку: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Это — глиняный печной горшок. Сначала он был просто глиной, которую гончары копали из ям или карьеров — «копанцев». «Топанец» — ровная площадка, посыпанная песком, где глину долго мяли, топтали ногами, пока она не превращалась в однородную массу. Затем на «кружале» — гончарном круге — ей придавали форму. После сушки заготовка горшка отправлялась на «пожар» — на обжиг в печь, горн, а то и на костер. Последняя стадия процесса — «обвар»: еще горячий горшок окунали в молочную сыворотку или овсяный кисель, отчего он становился прочнее. Потом горшок кормил и поил людей, а когда становился «стар», например трескался, заботливые хозяйки перевязывали его полосками распаренной бересты — «пеленали», — и он еще долго служил в домашнем хозяйстве.
|
Иллюстрация Елены Станиковой |
Глина — прекрасный и удивительный материал, подаренный человеку природой. Различных видов глин на Земле известно около шестидесяти. По химическому составу это гидроалюмосиликаты (SiO4, AlO6). Обожженная на огне глина, твердая и крепкая, как камень, стала первым искусственным материалом, произведенным человеком, и получила название «керамика» (от греч. «керамос» — глина).
С эпохи неолита (около 5 тысяч лет до н. э.) развивалось гончарное ремесло. Сам термин «гончарный» произошел от слова «горн». Так назывались печи с несколькими поддувалами и двумя отделениями: одно для топлива, другое для обжигаемого изделия. Температура обжига в горне достигала небывало высоких значений по тем временам: 700–900°C. Сейчас керамику обжигают в электрических, так называемых муфельных, печах с температурой обжига 1200–1400°С.
Предметы хозяйственной утвари, плитки, кирпичи, черепицу находят в большом количестве и в хорошем состоянии при археологических раскопках, ведь глина отлично сохраняется: не окисляется, не горит и не гниет. Первая «бумага» тоже была глиняной. Обожженные глиняные таблички сохранили для нас древнейшие документы, светские поэмы, религиозные стихи. Гончарный круг, изобретенный в третьем тысячелетии до нашей эры, позволил резко улучшить качество изделий: посуда становится тонкостенной, изящной, на ней появляются глазурь и декор — украшения в виде росписи, гравировки, тиснения.
Мастера Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, Греции, Китая умели делать великолепные чаши, блюда и сосуды для воды, статуэтки, цветные бусы и пуговицы — настоящие произведения искусства, которые теперь украшают музейные экспозиции. Сейчас многие секреты древних утрачены. Например, недавно в Китае при раскопках найдены две большие вазы-хамелеоны, покрытые необычной белой глазурью: если в вазу налить воду, глазурь начинает менять цвет, а когда вода вылита, вновь становится белоснежной. Тайна этой глазури до сих пор не разгадана.
И на Руси работали талантливые гончары, прославившие русскую керамику. В каждом доме были замечательные глиняные кувшины, кубышки, рукомои, маленькие горшочки-махотки, квасники, кумочки, корчаги и горлачи. Столовую посуду расписывали ангобами — жидкой тонкоизмельченной глиной, подкрашенной цветными пигментами, покрывали стекловидной поливой — так называли глазурь. Много производилось чернолощеной посуды. Не до конца просушенные заготовки обрабатывали до зеркального блеска «лощилом» (гладким отполированным камнем) и обжигали на коптящем пламени от смолистых веток хвойных деревьев. Такая посуда приобретала необыкновенно красивый бархатный черно-серебристый цвет.
Представьте себе, как под тихое мерное жужжание гончарного круга в чутких руках мастера медленно движется, как будто танцует, комок глины, и вдруг в нем начинают вырисовываться изящные очертания будущего горшка или кувшина. Достичь красивой, идеально гармоничной формы могут только истинные художники. Люди верили, что посуда, согретая творческим теплом человеческих рук, несет в себе таинственное божественное начало, и поэтому в глиняной крынке молоко долго не прокисает, квас остается прохладным в жару, и нет вкуснее варенца, чем тот, который приготовлен в русской печи в глиняном горшке.