Современные бумажные деньги можно смело назвать шедевром полиграфического искусства. Впечатляют их техническое и художественное совершенство, многоступенчатая защита, сложность изготовления. А начинается все с бумаги.
|
Иллюстрация Сергея Дергачева |
К бумаге, на которой печатают купюры, предъявляют жесткие требования: она должна быть непрозрачной, гладкой, светопрочной, стойкой к истиранию и старению, а главное — износоустойчивой. Чего только не делаем мы с деньгами: мнем, комкаем, складываем, засовываем в узкие карманы и маленькие кошельки, а бывает, что и стираем в стиральной машине! Как вы думаете, сколько сгибаний выдержит купюра? Сто, двести? Оказывается, денежная бумага не разорвется и после нескольких тысяч перегибов, в то время как обычный канцелярский лист не вынесет и двадцати. Денежная бумага имеет высокую прочность на разрыв и хорошее сопротивление надрыву кромки.
Сырьем для денежной бумаги служат хлопковые и льняные волокна, на 90% состоящие из целлюлозы. Ее мелкие волоконца, переплетаясь, образуют прочные механические связи и обеспечивают бумаге высокую износостойкость и долговечность. Прочность зависит и от степени размола — говоря профессиональным языком, разработки или фибрилляции исходного сырья. Чем размол мельче, тем прочнее и качественнее будет бумага. Ее проклеивают крахмалом, меламиноформальдегидной смолой, вводят химические реагенты и наполнители, до и после печати покрывают тончайшим слоем защитного лака.
В России первые ассигнации появились при Екатерине II, в 70-е годы XVIII века. В 1818 году под Петербургом при бумажной фабрике была открыта Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, где началось производство денежной бумаги высокого качества. Делали ее из тряпья и пеньки — грубого лубяного волокна стеблей конопли. Бумага была очень хороша. Часть ее шла на экспорт. В 1878 году продукция Экспедиции получила Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Особо были отмечены «артистическая красота и техническое совершенство» водяных знаков.
Водяной знак — непременный атрибут денежных банкнот, ценных бумаг, государственных документов. Образуется он за счет изменения толщины слоя бумажного волокна. Он может быть общим, «покрывным» — в виде повторяющегося орнамента, или локальным — в виде рисунка, размещенного в определенном месте листа. В качестве локальных водяных знаков используются портреты монархов и государственных деятелей, гербы, эмблемы, монограммы.
Рисунок или фотографию гравируют, переносят сначала на штамп, потом на металлическую сетку вала-дендироля или непосредственно на сетку цилиндра бумагоделательной машины, которые, вращаясь, надавливают на полотно еще мокрой бумаги, делая оттиск. Бумажный слой сжимается и в месте тиснения становится тоньше, прозрачнее. Рисунок или узор можно увидеть на просвет — он будет светлее остального листа или, наоборот, темнее, если смотреть в отраженном свете на темном фоне. Придумали водяные знаки итальянцы в XIII веке. По преданию, монах, изготовлявший бумагу, нечаянно уронил крестик в черпальное сито с жидкой бумажной массой. Когда листок высох, на нем просвечивал силуэт креста. Монастырская братия сочла это добрым знаком небес.
Сначала водяные знаки служили для идентификации бумаги и престижа. Теперь это главная защита от подделок. Уничтожить водяной знак, не повредив бумагу, или нанести его без бумагоделательной машины практически невозможно. Его можно имитировать — тиснением или прозрачным лаком. Однако любая имитация, какой бы виртуозной она ни была, дает рисунок с четко выраженным контуром, чего не бывает у настоящих водяных знаков. Очертания рисунка подлинного водяного знака слегка размыты. Впрочем, увидеть это может только профессионал. Современные методы позволяют сделать водяной знак скрытым или видимым только в ультрафиолетовом свете либо с одной стороны листа. Для еще более надежной защиты в денежную бумагу вводят тонкие цветные шелковые или синтетические полоски шириной 1—2 мм, металлические и магнитные нити. Они могут быть блестящими или прозрачными, располагаться как в толще листа, так и на поверхности. Иногда на этих полосках печатают микротекст. Еще один способ защиты — микроперфорация, то есть рисунок из крошечных отверстий, нанесенных лазером. Он виден на просвет, однако на ощупь бумага остается совершенно гладкой.
Краски, используемые для печати денег, — это чудо современных технологий. Они не только стойкие к свету, воде и химическим реактивам. Они могут светиться в ультрафиолетовых лучах и не иметь цвета в видимом спектре, переливаться от желто-зеленого до красно-оранжевого в зависимости от угла зрения. Металлизированные краски создают эффект искрения и проблескивания. Есть краски, которые глаз воспринимает как один цвет, но инфракрасный свет они отражают по-разному: их называют ИК-метамерными. В инфракрасном свете будет видна только часть рисунка. Как говорят специалисты, ИК-метамерные краски — это единственный способ защиты, имитация которого пока не встречается в подделках.
Что же делать, когда возникает подозрение, что у вас в руках фальшивая купюра? Если она новая, можно послушать, как она хрустит. «Правильный» хруст денежной бумаги безошибочно различают на слух специалисты. А нам дают такой совет: опустите сомнительную купюру в воду вместе с настоящей. Если они закрутятся одинаково, значит, она подлинная. И высыхать настоящие будут, не деформируясь, в отличие от подделок.