Время течет непрерывно, но наша память разделяет его на события, которые становятся частью нас самих. Как организован этот процесс, остается загадкой, к которой ученые подошли только сейчас. По-видимому, здесь действуют два процесса, со временем превращающие текущий опыт в память. Первый процесс объединяет события в память, сжимает и связывает в отдельные эпизоды. Второй — разделяет события в памяти по мере того, как они удаляются в прошлое. Это постоянное противоречие между объединением и разделением памяти и помогает сформировать последовательность событий, надежно и системно хранить информацию.
Вопросу о том, как наши эмоции организуют события в памяти, посвящена работа ученых из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, выполненная под руководством профессора психологии Дэвида Клюветта (David Clewett). В ней показано, что вызванные музыкой эмоции помогают образовать структурированную долговременную память. Ученые заказали композиторам музыку для возбуждения в слушателях чувств различной интенсивности: удовольствия, волнения, грусти, покоя. Эту музыку участники экспериментов слушали во время показа серии картинок, к которым надо было составить мысленное описание. Картинки были нейтральными: кусочек арбуза, бумажник, футбольный мяч, зонтик. Участники также отмечали моменты изменения их внутренних ощущений и чувств. Они делали это кликом на кнопку мышки в особой программе для отслеживания эмоциональных реакций на музыку.
Затем, после отвлекающей задачи, участникам показывали пары уже виденных изображений в случайном порядке. В каждой паре испытуемые должны были определить изображение, которое они видели первым, и оценить, насколько далеко во времени были разнесены изображения. Оказалось, что пары, между которыми менялись эмоциональные состояния, неважно, слабо или сильно, участники сильнее разделяли во времени, чем изображения, увиденные на стабильных эмоциях. Это значило, что смена эмоций отделяет события. Интенсивные моменты напряжения эмоций и их изменения запоминаются как более длительные.
Направление изменения эмоций также имело значение. Изображения были ближе друг к другу во времени, а участники лучше припоминали их последовательность, если происходил сдвиг в сторону более положительных эмоций. Движение в сторону отрицательных эмоций, например от спокойных к грустным, разделяло и расширяло интервалы в памяти. На следующий день во время оценки долговременной памяти испытуемые показали лучшую память на изображения в момент изменения эмоций, особенно сильных положительных. Это доказывает, что они соединяли вместе различные элементы опыта.
Таким образом, ученые нашли, что динамика эмоций превращала нейтральный опыт в значимые для памяти события. Эмоции создавали границы между эпизодами прошлого, облегчали людям возможность вспомнить, что и когда они видели. Профессор Клюветт сравнивает чувства с удобной «коробкой» для хранения информации, которая всегда под рукой. Он надеется, что исследование поможет людям с депрессией и посттравматическим синдромом.
Чтобы вновь стать здоровыми, они должны реинтегрировать свои воспоминания, которые вызвали их посттравматическое расстройство. Задача в том, чтобы вновь органически включить события жизни в память, снизив их относительную значимость. Если память о травме не хранится правильно, то она неожиданно всплывает на фоне эмоций от обычных событий. Например, салют нередко вызывает воспоминания о войне у прошедших ее людей.
Профессор надеется научиться с помощью музыки помогать больным. Обычно музыкальная терапия нервных расстройств нацелена на расслабление и удовольствие пациента. Дэвид Клюветт считает, что это не оптимальный способ. Он уверен, что эмоциональная динамичная музыка может прямо лечить проблемы памяти. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.