Жизнь замечательных цитат

Константин Душенко

pic_2019_02_54.jpg

Художник Макс Эрнст

В этой рубрике будут рассказы о популярных цитатах, происхождение которых неочевидно, а также цитаты с долгой и интересной историей, которые мы приписываем разным великим людям. Потому что, «чем удачнее фраза, тем больше претендентов на авторство» (Артур Блох, автор книг о «законах Мерфи»). Причем во многих случаях значение той или иной цитаты со временем менялось, и она могла иметь разный смысл в различных национальных культурах. Знание, откуда она появилась и что означала в разное время, — дело вовсе не лишнее. А кроме того, выяснение этого — занятие необычайно увлекательное; недаром же в английском языке существует понятие «phrase detective» — «расследователь происхождения цитат». Автор всех расследований — Константин Душенко. Для знакомства с ним и его книгами проще всего посетить сайт www.dushenko.ru


Inter faeces et urinas, или «Анатомия — это судьба»

В романе Станислава Лема «Осмотр на месте» (1980) инопланетяне, взирающие на землян с предельной степенью отстраненности, рассуждают о связи земной культуры с анатомией человека:

«…Ведь им [землянам] приходилось на протяжении целых тысячелетий растрачивать огромную часть своего разума на оправдание, объяснение, а то и переиначивание отношений, с неизбежностью диктуемых устройством тела. Сколько пришлось им мучиться и водить самих себя за нос, чтобы догмат о сотворении по образу и подобию Всевышнего привести в соответствие с тем срастанием органов, которое заставило Августина Блаженного в отчаяньи воскликнуть: Inter faeces et urinam nascimur.»

Процитированное здесь латинское выражение означает: «Мы рождаемся между фекалиями и мочой» (или: «…среди нечистот и мочи»). Нередко встречается также форма «Inter faeces et urinas…».

За десять лет до «Осмотра на месте», в трактате «Фантастика и футурология» (1970), Лем ссылался на книгу английского врача и писателя Хэвлока Эллиса «Секс в его отношении к обществу» (1910), где встречается тот же оборот в том же контексте. Процитируем это место:

«…Аскеты (…) оправдывают свой аскетизм в значительной мере эстетическими соображениями, подчеркивая близость сексуальных органов и органов выделения, — взгляд, который в ранней Церкви нашел выражение в презрительном суждении Августина: “Inter faeces et urinam nascimur” и который по-прежнему свойственен многим из тех, кто отнюдь не всегда связывает его с религиозным аскетизмом.»

Эллис, один из пионеров сексологии, решительно отвергал этот взгляд:

«Говорилось с презрением, что мы рождены между мочой и фекалиями; но можно было бы сказать с благоговением, что прохождение через этот канал рождения — таинство Природы, более священное и более значимое, чем все когда-либо изобретенное человеком.»

Два года спустя на ту же тему высказался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, но гораздо более пессимистически:

«Экскрементальное слишком тесно и неразрывно связано с сексуальным, положение гениталий — inter urinas et faeces — остается предопределяющим и неизменным моментом. (…) Гениталии не проделали вместе со всем человеческим телом развития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, поэтому и любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков.»

(О наиболее распространенном унижении любовной жизни. 1912, III; пер. М. Вульфа)

Отсюда, по Фрейду, следует вывод: «Анатомия — это судьба» — формула, ставшая знаменитой.

С этого времени изречение «Inter faeces et urinam nascimur» становится общим местом европейской культуры, чаще всего со ссылкой на Августина. Вот несколько примеров из литературы XX века.

«Возможно, мой образ мышления буржуазен (…). Но: Inter faeces et urinam nascimur — почему этот взгляд не может быть нашим? Что можно против него возразить?»

(Роберт Музиль. Человек без свойств. Т. IV, изданный посмертно)


Святой Августин с ужасом подчеркивает теснейшее соседство половых и выделительных органов: Inter fœces et urinam nascimur.

(Симона де Бовуар. Второй пол. 1949)


«Надпись гласила: INTER FAECES ET URINAM NASCIMUR, — а внизу отец с кудрявым росчерком подписал имя автора: Св. Одон Клюнийский. <...> Что ж, моих знаний хватало, чтобы это перевести. Inter faeces et urinam nascimur — “Меж дерьмом и мочою мы рождены”.»

(Норман Мейлер. Крутые парни не танцуют.1984; пер. В.О.Бабкова)


«Ему на ум пришла цитата Inter faesces et urinam nascimur. Да, она была вполне к месту. В конце концов, то был «Град Божий» Августина, некогда пересаженный в эту страну — зеленую и невинную.»

(Лоренс Даррел. Ливия, или Погребенная заживо.1978)


В 1972 году в английском журнале «Notes and Queries» появилась заметка: «Ищу источник этой часто цитируемой фразы, обычно приписываемой Августину или Тертуллиану». Между тем авторство Августина, как и любого из латинских Отцов Церкви, исключалось по филологическим соображениям. В классической латыни, на которой писал Августин, слово faeces (мн. ч. от faex — осадок, отстой, гуща, грязь) не имело значения «экскременты».

Действительный источник был — возможно, впервые — указан польским филологом Анджеем Скурдо в письме, частично опубликованном в сетевом издании «Kompromitacje» (апрель 2013 г.). Первоначально знаменитое изречение выглядело иначе: «Inter stercus et urinam nascimur» («Между калом и мочой рождаемся»). Оно появилась в анатомических трудах XVI века — «при обсуждении положения матки между мочевым пузырем и толстой кишкой в качестве дежурного предостережения против людской гордыни» (А.Скурдо).

Самая ранняя известная нам цитация этой формулы содержалась в трактате Марка Антонио Дзимары «Проблемы Аристотеля и многих иных философов и врачей». Дзимара, итальянский врач и философ Падуанской школы, написал этот трактат не позднее 1514 года, но в печати он появился лишь после смерти автора, в 1537 году. Здесь говорилось, что человек «между калом и мочой зачат».

В 1559 году итальянец Маттео Реальдо Коломбо вопрошал:

«Чем гордишься ты, человечек, пыль и прах, рожденный меж экскрементами?»

(Об анатомии. Кн. 11, гл.16: «О матке»)


В XVII веке Каспар Бартолин (старший), датский анатом и богослов, писал:

«[Эмбрион] лежит между прямой кишкой и мочевым пузырем, наклонившись вперед, словно между одним и другим ложем. Чем же тут гордиться, коль скоро мы рождаемся между калом и мочою?»

(Анатомическое устройство человеческого тела.1626)


В трактате немецкого медика Грегора Ниманна «О жизни плода в материнской утробе» (1628) высказывание «между калом и мочой зачаты, развиты и рождены» приведено со ссылкой на Арнобия Старшего. Арнобий (ок. 240 — ок. 330), раннехристианский апологет, был автором большого трактата «Против язычников», однако у него, как справедливо замечает А.Скурдо, речь шла не о зачатии или рождении человека, но о местопребывании души в теле. Арнобий утверждал, что души, будь они творением Бога, не стали бы жить в человеческом теле (мнение, неправоверное в свете позднейшей христианской догматики). Души «не стремились бы безрассудно в эти земные области, чтобы, облекшись темными телами, жить среди мокрот и крови, среди этих вместилищ нечистот и отвратительных хранилищ мочевой влаги» (пер. Н.М.Дроздова).

Отметим также, что отдаленное сходство с формулой «inter faeces et urinas» можно найти у Тертуллиана, однако в совершенно ином контексте:

«Христос (…) возлюбил человека в его нечистоте, образовавшегося во чреве, появившегося посредством срамных членов…

(О плоти Христа, Гл. 4; пер. А. Столярова)


В вольнодумном восемнадцатом веке персонаж одной из философских повестей Вольтера замечает:

«Я никогда не мог понять, почему существо нематериальное, бессмертное, в течение девяти месяцев обитает бесполезно спрятанным в зловонной оболочке по соседству с мочой и калом.»

(Уши графа Честерфилда и капеллан Гудман. Гл. 4. 1775; пер. Вал.Курелла)


В XIX веке на это замечание откликнулся Шарль Бодлер:

«Мог ли он, по крайней мере, угадать в таком местопребывании души насмешку, а может, и издевку Провидения над любовью, а в способе размножения — знак первородного греха. Ведь на самом деле мы занимаемся любовью именно посредством органов, служащих для испражнения.»

(Дневник, разд. «Мое обнаженное сердце», XVIII; пер. Г.Мосешвили)


Вольтер цитировал формулу «между фекалиями и мочой» саркастически. Американский анатом и философ-просветитель Бенджамен Раш, напротив, был солидарен с авторами XVI–XVII веков:

«Философы, описывая неблагородное происхождение человека, говорят, что он формируется “inter stercus et urinam” [между калом и мочой]. Богословы говорят, что он “рожден в грехе, и в беззаконии зачат”. Я считаю, что это столь же верно и столь же унизительно, как и то, что он зачинается и рождается в болезни.»

(Медицинские исследования и наблюдения. Т. 4. 1805)


В XIX веке формула «inter faeces et urinas» стала приписываться Августину или другим Отцам Церкви. Однако ключевым моментом в истории этого изречения оказалось начало XX века, когда его начали цитировать в трудах по сексологии и психоанализу.



Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 2/2019) на с. 53 — 55.

Разные разности
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...
Пишут, что...
…археологи обнаружили на стоянке мамонтов Ла-Прель в округе Конверс бусину, сделанную из кости зайца, возраст которой составляет около 12 940 лет… …астрофизики впервые обнаружили молекулы воды на поверхности астероидов Ирис и Массалия… ...