Первый вопрос, который часто задают читатели, — в чем же измеряют калорийность продуктов, в калориях или килокалориях? Конечно, в килокалориях. Значения калорийности основных компонентов пищи — углеводов (4 ккал/г), белков (4 ккал/г) и жиров (9 ккал/г) — впервые экспериментально получил американский агрохимик У.О. Этуотер сто тридцать лет назад. Но и теперь диетологи используют эти цифры при подсчете энергетической ценности продуктов питания. Система Этуотера по сей день лежит в основе маркировки продуктов в западных странах.
Однако вопрос возник не на пустом месте. Бродя по Интернету в поисках калорийности разных продуктов, вы вскоре обнаружите, что в одних источниках она указана в килокалориях, в других — в калориях, а в третьих она обозначена и вовсе как «Калории (ккал)». На самом деле калорийность везде указана в килокалориях. Путаница возникла потому, что в США ввели в оборот так называемую большую пищевую калорию, равную одной килокалории. Поэтому на этикетках к продуктам в США пишут «калории», подразумевая большие калории, то есть килокалории. Впрочем, в нормативных американских документах можно встретить и традиционное обозначение kcal.
Еще один частый вопрос: существуют ли продукты с нулевой калорийностью? К таким, пожалуй, можно отнести только чистую воду, которая не претерпевает изменений в организме. Все остальные пищевые продукты обладают энергетической ценностью, то есть калорийностью.
Однако и этот вопрос вполне закономерен, поскольку в США на некоторых этикетках пишут «CALORIE-FREE». Но это вовсе не означает, что у продукта нет калорийности вообще. Согласно требованиям Управления по контролю качества пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA), такая маркировка возможна только на продуктах, содержащих менее 5 килокалорий на порцию (не на 100 г!) — то есть на количество продукта, которое человек съедает за раз. Кстати, в таблицах калорийности FDA, которые производители используют для маркировки продуктов, указаны и чайная ложка, и столовая ложка, четверть, половина и целая чашка, и 55 г, и 85 г продукта и так далее. Поэтому, изучая такую этикетку, необходимо обращать внимание, для какого количества продукта приведена энергетическая ценность. У нас в этом смысле проще — калорийность подсчитывается для 100 г продукта. А дальше мы сами можем пересчитать, заодно и калории потратим на мыслительные операции. Зато удобно сравнивать. Кстати, по оценкам FDA, шесть из десяти американцев внимательно изучают этикетки, на которых указаны состав продуктов и его энергетическая ценность.
И наконец, третий вопрос: существуют ли продукты с отрицательной калорийностью? Нет, конечно, хотя Интернет убеждает нас в обратном. Впрочем, отрицательную калорийность в данном случае рассматривают не в прямом смысле этого слова. Речь идет о таких продуктах (зелень, ягоды, фрукты, некоторые овощи), на переваривание которых требуется якобы больше энергии, чем содержится в самом продукте. Это не так. Действительно, калорийность всех перечисленных продуктов мала — не превышает 50 ккал на сто граммов. И после их переваривания организму достанется совсем мало энергии, необходимой для поддержания температуры тела, движения, работы внутренних органов. Конечно, если питаться одними листьями и ягодами, то голод будет преследовать постоянно, сил не будет никаких и на поддержание жизнедеятельности организму придется пускать в ход жировые запасы, если они есть. Впрочем, ценность этих продуктов измеряется не калориями, а химическим составом. Именно они дают нам необходимые витамины, микро- и макроэлементы, клетчатку. А что до энергии, то ее источники нам хорошо известны — мясо, молочные продукты, орехи, масло, варенье, булочки...