Солнечная аллергия

А. Лешина

Весна, долгожданное солнышко. Но есть люди, которые ему совсем не рады. Потому что, как только выглядывает солнце, их лицо и другие открытые части тела покрываются красными пятнами, волдырями или мелкой сыпью, отекают и начинают ужасно чесаться. По-научному это называется фотодерматит (фотодерматоз), а по-простому — аллергия на солнце. Здесь у мало-мальски образованного человека возникает вопрос: как может быть аллергия не на химическое вещество, а просто на определенную длину волны в спектре? Ведь весной именно ультрафиолетовое излучение становится более интенсивным, и именно на него кожа реагирует таким странным способом.

Начнем с того, что избыток ультрафиолетового излучения может повредить почти любому человеку — все мы знаем и про солнечные ожоги, и про рак кожи. Но в этом главным образом винят среднее излучение, УФ-В (290—320 нм). Более длинноволновое УФ-А (320—400 нм) безопасно для большинства людей. Но именно оно на 90% ответственно за мучительную аллергическую реакцию, которую можно получить даже через стекло — при поездке в автомобиле. Мучительная она потому, что зуд, в отличие от боли, снять практически нечем. Да и проявляется это на открытых, а значит, самых заметных участках кожи.

Солнечная аллергия бывает двух типов. Так называемый вторичный фотодерматит развивается как следствие другой болезни. Например, причиной фотодерматита могут быть порфирия, пигментная ксеродерма, пеллагра, трихотиодистрофия и другие заболевания.

Это очень грустные диагнозы, но пациент хотя бы знает, почему его кожа не переносит солнца, постоянно наблюдается у специалистов и лечит основное заболевание.

С первичным фотодерматитом немного сложнее. Его появление неприятно, но легко объяснимо, если человек принимает препараты, вызывающие фотосенсибилизацию (светочувствительность) кожи. Кстати, летом это происходит довольно часто, но, чтобы этого избежать, достаточно внимательно прочитать инструкцию к лекарствам. Фотосенсибилизирующих препаратов немало, и принимают их многие люди по самым разным поводам: это некоторые антибиотики (тетрациклины, ципрофлоксацин), сульфаниламиды, нейролептики (фенотиазины), фурокумарины, фуросемид, противовоспалительные препараты (тиапрофеновая кислота), препарат от стенокардии амиодарон и некоторые другие. При приеме всех этих лекарств дозы УФ-облучения, которые обычно переносятся хорошо, могут вызвать солнечный ожог на открытых участках тела, острый дерматит, волдыри на коже. Если прекратить принимать лекарства, вызывающие фотосенсибилизацию, и не выходить на солнце, то, как правило, все проходит.

Фотосенсибилизаторами могут также стать кремы, духи, а иногда даже сами солнцезащитные кремы, если в них есть специальные добавки. Мази, содержащие эозин, ретиноиды, масло бергамота, розы, мускуса, сандал, сок укропа, петрушки, борную, салициловую кислоты, фенол, у некоторых людей могут спровоцировать появление аллергии на солнце.

Но самый неприятный вариант первичного фотодерматита — когда его причина неизвестна. У вас нет серьезного заболевания, никаких лекарств вы не принимаете, да и косметикой летом почти не пользуетесь. Значит, в вашей коже и не должно быть посторонних веществ, которые при облучении ультрафиолетом могут дать аллергию. Тем не менее она у вас есть — была с детства или вдруг появилась в какой-то момент жизни. В этом случае врачи называют это идиопатическим фотодерматозом, то есть фотодерматозом неизвестного происхождения. Почему неизвестного? А потому, что ученые не признают световую волну причиной аллергии. Они говорят, что обязательно должен существовать какой-то белковый аллерген, который станет антигеном при воздействии на него УФ-света. Дальше уже запускается обычная аллергическая местная реакция с повышенным содержанием Т-лимфоцитов.

По поводу того, что это может быть за белок, реагирующий на весенний свет, единого мнения нет. Есть предположения. Например, что весной начинают цвести разные растения, их пыльца и ароматические вещества оседают на кожу и под действием ультрафиолета становятся аллергеном. Также существует теория, что фотодерматитами страдают люди, у которых вроде нет заболеваний, но все же есть проблемы с печенью, почками или надпочечниками — при этом биохимия кожи также меняется. Такой подход, по крайней мере, объясняет, почему эта аллергия может проявиться в любом возрасте. Но непонятно, почему ею страдают в основном женщины (по данным немецких ученых соотношение 9:1).

Проблема в том, что эта световая аллергия непонятного происхождения имеет, как минимум, пять разных клинических проявлений, разной степени тяжести, которые обозначаются пятью разными медицинскими диагнозами. Причем только одна из них — полиморфная световая сыпь (ее в быту обычно называют аллергией на солнце) — встречается у каждого пятого — десятого жителя Центральной Европы, Скандинавии и США, другие формы гораздо менее распространены. Пик обострения приходится на март — июнь, потом начитается спад. Но если поехать отдыхать на юг, где много ультрафиолета, то все может повториться.

Поскольку причина неясна, то и лечение, как любят говорить врачи, «симптоматическое». Сначала главное — профилактика. Поменьше бывать на солнце, носить максимально закрывающую кожу одежду, пользоваться солнцезащитными кремами с высоким уровнем защиты. Рекомендуют также начинать принимать солнечные ванны еще зимой, желательно под присмотром врача, чтобы увеличивать дозу УФ-А плавно и постепенно. Противогистаминные препараты, которые часто назначают, к сожалению, не всегда эффективны. Для самых тяжелых случаев у врачей есть в запасе медикаментозная тяжелая артиллерия, помогающая перенести этот кошмар (кортикостероиды, фотохимиотерапия).

Витамины А, Е и С, никотиновая кислота также входят в список рекомендаций. Впрочем, весной они будут полезны и тем, кто не страдает солнечной аллергией.


Подробности можно почитать в научном журнале «Deutsches rzteblatt International», 2011, т. 108, № 9, с. 135 (P.Lehmann, T.Schwarz. Photodermatoses: diagnosis and treatment), doi:10.3238/arztebl.2011.0135

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...