Обоз знаний

А. Лешина

Международный год химии в нашей стране — лишний повод вспомнить имя Ломоносова. Ведь и сам Михаил Васильевич, хоть и был ученым-энциклопедистом, гордился званием профессора химии. Девятнадцатого ноября 2011 года в Кремлевском дворце съездов будет отмечаться 300-летие со дня рождения Ломоносова. И конечно же это будет не единственное событие, связанное с его именем и деятельностью.

Заключительный этап Всероссийской школьной олимпиады по химии пройдет на родине М.В. Ломоносова, в Архангельске, с 31 марта по 8 апреля. Как шутят организаторы, это будет уже второй обоз знаний в ответ на обоз рыбы, с которым в начале XVIII века пришел Михаил Васильевич в Москву. Второй, поскольку в 2009 году заключительный этап олимпиады уже проходил в Архангельске. В этот раз участников набралось вдвое больше — в заключительном этапе примут участие около 250 школьников, которые уже выиграли региональные этапы Всероссийской олимпиады. С ними поедут учителя, которые воспитали и обучили юных химиков.

Школьная олимпиада — это всегда событие. И для жюри, и для участников, и для принимающей стороны. В этот раз хозяином олимпиады будет Северный (Арктический) федеральный университет. Он организован в этом году на базе Архангельского государственного технического университета и Поморского классического университета им. М.В. Ломоносова.

По итогам олимпиады 16 победителей и несколько десятков призеров получат право на льготное поступление во все химические вузы России, включая МГУ. Этим ребятам не надо будет проходить никаких дополнительных испытаний, достаточно просто предоставить сертификаты ЕГЭ, которые требует данный вуз. (Химфак МГУ требует четыре сертификата, остальные вузы, как правило, по два-три.)

Хочется думать, что эта олимпиада вместе с Менделеевской улучшит ситуацию с химическим образованием. Как считает декан химфака МГУ академик РАН Валерий Васильевич Лунин, хуже всего обстоят дела даже не в химических вузах, а в технических, инженерных, биологических и медицинских — там, где перестали при поступлении требовать сертификат по химии. Преподаватели жалуются, что не все абитуриенты знают даже названия химических элементов. Для них приходится организовывать дополнительные занятия, но далеко не все успевают освоить нужный объем знаний. А какой же инженер или врач без химии? Это главная проблема нашего будущего образования и инновационной экономики: сохранение единства предметов естественно-математического цикла. «Уберем что-то одно и получим невежд», — говорит В.В. Лунин.

Обоз знаний, который прибудет в Архангельск в начале апреля, поможет тем, кто стремится к учению. «Как и два года назад после заключительного этапа, десятки последователей великого помора выберут своей профессией химию, — уверен декан химического факультета. — Потому что это ключевая область современного естествознания, современной экономики. Без химии нет инженерии, медицины, биологии, физики, фармакологии. Без химии нет жизни».