Содержать рукокрылых дома дело хлопотное, пишут все. Моему брату Александру случилось проверить это утверждение на практике. Особых проблем не было, но повозиться пришлось. Обзавелся он рыжей вечерницей в феврале прошлого года — в разгар зимней спячки рукокрылых. Строители меняли окна, выбили раму и карниз, и оказалось, что в дыру под наружным подоконником забились зимовать летучие мыши. Беспомощных зверьков подобрали шедшие мимо девчонки, одного из них принесла домой Настя, дочка брата. Наружный осмотр показал, что у вечерницы ничего не повреждено. Но что теперь с ней делать? Как содержать? Как кормить?
В первую очередь мышь обработали от паразитов в шерстке (порошком для щенков). Местом обитания определили неотапливаемую комнату, служившую кладовой (дело было в частном доме), в картонную коробку набросали тряпок. В коробке вечерница жила недолго: после первой попытки кошек познакомиться поближе предпочитала прятаться в местах поукромнее. Но раз в три–четыре дня выбиралась на всеобщее обозрение, и это служило сигналом к кормежке.
Чем кормить — это была непростая задача. Поиски в Интернете дали ответ: мучные черви и молочная смесь. С мучными червями у нас в городке, мягко говоря, проблема, поэтому пришлось оставить вечерницу на молочной диете. В молоко брат добавлял куриный желток, витамин Е, пивные дрожжи, глицерофосфат кальция и сироп шиповника. Кормил из пипетки (хотя она была велика по размеру) — потихоньку выдавливал смесь, а мышь слизывала. Перед кормежкой мышь поводила головой из стороны в сторону, то ли принюхиваясь, то ли прислушиваясь. Когда подносили пипетку ко рту, издавала пронзительный визг и бросалась на нее, клацая зубами по стеклу.
Насытившаяся вечерница облизывалась и теряла интерес к еде, утыкаясь носом в перчатку на руке у брата. Кстати, о перчатке. Надевал ее Саша не потому, что мышь кусалась (хотя вначале такие опасения у него, никогда не имевшего дела с рукокрылыми, были), — несмотря на угрожающую внешность, зверек оказался спокойным, миролюбивым. Но за перчатку мыши было удобно цепляться коготками, да и с точки зрения гигиены удобно, так что решили и дальше ее надевать.
После кормления мышь относили обратно в ее комнату, где она пряталась.
Ближе к весне вечерница стала совершать после еды разминочные полеты. В тесном пространстве обычной комнаты, заставленной мебелью, она умудрялась совершать молниеносные бесшумные виражи.
Выпускать вечерницу брат собирался, когда станет тепло не только днем, но и ночами и будет достаточно насекомых для прокорма. Мы решили устроить торжественные проводы, с фотосессией. Однако вечерница не стала дожидаться меня с фотоаппаратом. Как-то брат вынес ее на улицу — подышать свежим воздухом. Мышь расправила крылья и улетела. Хочется верить, что ее дальнейшая жизнь сложилась удачно.