Науки о Земле

Панюшкин В.В.
(«ХиЖ» 2013, №12)

Разработка битуминозных песков стала рентабельной в начале двухтысячных, когда цена на нефть поднялась выше 30 долларов за баррель. Но какой ценой нам на самом деле обходится получение черного золота из грязи?

Пластисфера как часть биосферы
(«ХиЖ» 2013, №8)
Как известно, пластиковый мусор плох тем, что он не разлагается, а остается в земле на десятки лет. И не только в земле. Именно эта разновидность мусора наиболее часто встречается в Мировом океане.
(«ХиЖ» 2013, №4)
Взрыв космического гостя, выбивший стекла в Челябинске, показал всем то, что специалисты знают уже много лет: астероидно-кометная опасность реальна. Более того, по мере увеличения плотности населения космические бомбардировки будут приводить ко все более серьезному ущербу. Это же событие развенчало и многие мифы, которые вольно или невольно были созданы специалистами за два десятка лет.
Предотвращая космические угрозы
(«ХиЖ» 2013, №4)

Ученые, чиновники, связанные с космосом, и политики обменялись мнениями по поводу трех факторов, угрожающих цивилизации из космоса: падение крупного космического тела, космический мусор и катастрофические вспышки на Солнце. Согласно общему мнению, в настоящий момент человечество не способно бороться ни с одной из этих угроз, однако имеющийся технологический уровень вполне позволяет подготовиться к их отражению.

Краткая справка о челябинском событии
(«ХиЖ» 2013, №4)

Утром 15 февраля, примерно в 9:20 местного времени, в районе Челябинска (Россия) произошел взрыв вошедшего в атмосферу крупного метеороида. Космическое тело вошло в атмосферу под углом менее 20 градусов к горизонту со скоростью примерно 18—20 км/c. При взаимодействии с атмосферой появилось сильное свечение (явление, называемое болидом).

Васильев А.А.
(«ХиЖ» 2013, №3)
Эта история началась в древнейшие времена, когда первобытные охотники, увлеченные погоней за мамонтом, оказались в незнакомом месте. «Где мы? — воскликнули они на своем языке. И добавили, подумав: — Куда нам идти, чтобы вернуться в родную пещеру?» С тех пор человек постоянно перемещался по нашей планете — пешком, на корабле, на лошадях и даже на слонах, и всегда перед ним вставали эти два вопроса: «Где я?» и «Куда мне теперь нужно двигаться?»
Никитин М.А.
(«ХиЖ» 2013, №3)
После опытов Миллера, о которых рассказывалось в предыдущем номере, были открыты и другие химические реакции, способные производить органику в условиях древней Земли. Одна из интенсивно изучаемых таких реакций — формозная реакция Бутлерова, открытая еще в 1865 году: водный раствор формальдегида с добавлением гидроксида магния или кальция при небольшом нагревании превращается в сложную смесь сахаров.  >>
Кварц с белой полосой
Кантор Б.З.
(«ХиЖ» 2013, №3)

Кварц, диоксид кремния SiO2, — один из самых распространенных на Земле минералов. Он вездесущ: это кристаллы и кристаллические зерна, входящие в состав горных пород; это кварцевый песок, который можно обнаружить повсюду; халцедон и агат — тоже кварц. Даже в наших домах хватает кварца: его частички — абразивная составная часть домашней пыли. Поэтому сережки, кольца, браслеты делают только из камней, не уступающих по твердости кварцу.

Горящие горы
Харасов Р.М.
(«ХиЖ» 2013, №3)

Это чудо природы можно наблюдать в предгорьях Урала, на горе Янгантау (в переводе с башкирского означает «горящая гора»), в Азербайджане на священной горе Янардаг (что тоже переводится как «горящая гора»), на горе Янарташ недалеко от Кемера (по-турецки — «горящий камень»). На самом деле горит, конечно, не камень — как правило, загорается природный газ метан, который по расщелинам прорывается на поверхность, или другие горючие вещества.

Владимир Вернадский
Наумов Г.Б.
(«ХиЖ» 2013, №3)
Так кто же такой Владимир Вернадский? Минералог, геолог, естествоиспытатель, но, может быть, главное - мыслитель, идеи которого намного определили свое время.