Науки о Земле

Комаров С.М.
(«ХиЖ» 2015, №6)

Лес — это древесина, это сырье для мебельщиков, строителей и бумажников, это топливо, леса нужно вовлекать в хозяйственный оборот, говорят одни. Ну что вы, лес — это наше всё, это основа биоразнообразия, это сток углекислого газа, это легкие планеты, это глобальный терморегулятор, чем меньше его трогаешь, тем лучше, возражают другие. Лес — это кормилец и лекарь, лес обилен, и, если брать от него понемногу, можно жить в гармонии и ничего не порушить, предлагают компромисс третьи. Вот об этом третьем пути взаимодействия с лесом, об использовании того, что называют в документах «недревесные ресурсы», и пойдет речь в этой статье.

(«ХиЖ» 2015, №6)
Циклоны, ураганы, штормы, шквалы, смерчи, бури, наводнения, сильные оползни, землетрясения — одним словом, настал час почти библейского Апокалипсиса. Таким предложением я мог бы закончить эту статью, но тогда меня снова начнут упрекать в пессимизме. Поэтому попытаюсь, сильно упрощая, объяснить причины возникновения большого количества катаклизмов, которым в последнее время подвергается наша планета.  >>
Любарский Г.Ю.
(«ХиЖ» 2015, №6)

«Рельеф сильно расчленен: острые гребни, глубокие темные овраги, словно Кавказский хребет в миниатюре... Главной же достопримечательностью, давшей и название горам, были скопления древесных стволов, встречавшиеся, судя по описаниям, на их склонах. Эти древесные остатки предшественники Толля посчитали скоплениями современного плавника, который в те времена именовали «ноевщиной», по имени библейского Ноя, а происхождение их связывали со всемирным потопом.»

(«ХиЖ» 2015, №6)

Для хозяйственников, которые рассматривают лес как источник древесины, важно, чтобы деревья росли быстро. Не удовлетворяясь подбором быстрорастущих пород и селекцией, специалисты предлагают несколько вариантов генетической модификации, ускоряющей рост деревьев. Работать они предпочитают с разными видами тополей, поскольку эти деревья быстро растут и легко поддаются генетической трансформации.

Сукачев В.Н.
(«ХиЖ» , №)

По поводу того, какова нормальная судьба леса, впрочем, как и любого другого крупного растительного сообщества, называемого фитоценозом, или, шире, биогеоценозом, есть несколько сильно различающиеся точки зрения, дискуссии о которых проходили в первой трети XX века. Вот как об этом рассказывал академик АН СССР В.Н.Сукачев во время дискуссии в Ботаническом институте АН СССР «Что такое фитоценоз?» 23 марта 1934 года.

(«ХиЖ» 2015, №6)
Лес — сложный объект. С одной стороны, он — базовый элемент глобальной экосистемы, обеспечивающий стабильность множества растений и животных, включая человека. Такой элемент лучше не трогать, а предоставить ему жить по своим законам. А с другой стороны, лес — это источник ресурсов, как пищевых, так и технологических, поэтому он подлежит хозяйственному освоению.
Рузмайкин А.А.
(«ХиЖ» 2015, №3)

Жаркие споры о том, считать ли глобальное потепление реальным природным явлением или всего лишь артефактом, возникшим из-за несовершенства численного моделирования, приостановились из-за непредсказанного изменения климата. Антропогенные выбросы газов, поглощающие тепло Земли и препятствующие излучению теплового потока Земли в космос, продолжаются, а температура расти перестала.

Фейгин О.О.
(«ХиЖ» 2015, №2)

Научно-фантастический фильм «Interstellar» («Межзвездный»), вышедший на экраны в конце 2014 года, вызвал большой интерес не только в среде киноманов, но и в ученом мире. Ведь в сюжете фильма есть полеты через гиперпространство, падения в черные дыры и путешествия во времени. К тому же научным консультантом фильма был сам Кип Торн, профессор Калифорнийского технологического института, иностранный член РАН, известный своими смелыми идеями в области астрофизики и гравитации.

Кантор Б.З.
(«ХиЖ» 2015, №1)

Арсенопирит — природный сульфоарсенид железа FeAsS. Встречается главным образом в гидротермальных жилах, где образовался из горячих водных растворов. Часто сопровождает полиметаллические (Zn, Cu, Pb), вольфрамовые и оловянные руды, образует и самостоятельные месторождения. Арсенопирит изредка используют как источник никеля, кобальта, золота, иногда входящих в его состав в качестве примесей. Для коллекционеров же арсенопирит был и остается одним из любимых минералов. Чем же вызвано образование шипов на поверхности кристаллов?

(«ХиЖ» 2015, №1)
Двадцать второго июля 2015 года исполняется 70 лет со дня рождения одного из самых ярких отечественных палеонтологов — Владимира Васильевича Жерихина (1945—2001). Кругом научных интересов Жерихина с самого начала была палеонтология насекомых, в первую очередь жуков. Но от простого изучения ископаемых насекомых он сумел подняться до глубоких теоретических обобщений в области биологической эволюции и филоценогенетики.

08.02.2018 10:00:00

Компания «NineSigma» охотится за открытыми инновациями и предлагает всем желающим попробовать решить следующий технологический вопрос для своих клиентов:

Изготовитель продуктов для животных ищет способ сделать жвачку для домашних питомцев из мягкого материала, поддающегося формовке и в которую возможно было бы добавление пробиотиков и питательных веществ.

Срок предоставления предложения — до 23 февраля 2018 года.

05.02.2018 10:00:00

...1I/Оумуамуа, первый межзвездный объект, обнаруженный в Солнечной системе, — астероид, а не комета; есть предположение, что это фрагмент планеты, уничтоженной приливными силами...

01.02.2018 10:00:00

Спор о том, что играет самую важную роль при приготовлении пива длится уже очень давно. Похоже, исследователи из США и Соединенного королевства во главе с Дастином Хёрбом из Орегонского университета поставили в нем точку.

30.01.2018 10:00:00

Инженер — важнейшая фигура на производстве, особенно он интересен для того, кто хочет что-то продать этому производству. Но как торговому агенту достучаться до сердца технического специалиста? Список правил сформировали маркетологи Института инженеров электротехники и электроники. Главный вывод такой: путь к сердцу инженера лежит через его почтовый ящик.

08.01.2018 10:00:00