Дейтерий следит за миграциями бабочек

Курамшин А.И.
(«ХиЖ», 2016, №12)
Изучая изотопный профиль бабочек-репейниц, исследователи смогли нанести на карту пути, по которым происходит ежегодная миграция этих насекомых («Biology Letters», 2016, 12, 20160561, doi: 10.1098/rsbl.2016.0561). Для того чтобы вывести потомство, некоторые бабочки каждый год преодолевают тысячи километров между Европой и Африкой и даже пересекают Сахару.

s 20161212-2 hemoskop.jpg

Исследователи проанализировали изотопный состав крыльев нескольких сотен бабочек, пойманных в различных областях Европы и Африки. Некоторые бабочки с содержанием дейтерия, характерным для уроженок Европы, были пойманы южнее Сахары

Для миллионов насекомых характерны сезонные миграции между Европой и Африкой. К бабочкам-кочевницам относятся и репейницы Vanessa cardui. Весной эти чешуекрылые перелетают из Магриба (региона в Северной Африке) в Европу, чтобы оставить потомство, а осенью, спасаясь от холодной погоды, новое поколение бабочек летит обратно в Африку и размножается там.

Руководитель исследования Константи Стефанеску из Испании отмечает, что информацию о сезонных миграциях репейниц можно использовать и для некоторых других видов чешуекрылых, — ведь они одни из самых опасных насекомых-вредителей, угрожающих европейским фермерам. Чтобы предсказать время нашествия тех или иных насекомых на сельскохозяйственные культуры, нужно понять, куда и когда они перемещаются.

С 2009 по 2014 год Стефанеску с коллегами поймал 334 репейницы в Южной Европе, Северной Африке и Черной Африке (страны Африки, расположенные к югу от Сахары). Впервые для определения места рождения репейниц использовали количество дейтерия в их крыльях. Как отмечает Стефанеску, изотопный состав крыльев бабочек очень хорошо совпадает с изотопным составом воды в том месте, где они проходили личиночную стадию развития.

Оказалось, что репейницы осенью долетают из Европы не только до Магриба, но некоторые из них продолжают путешествие, преодолевая 4000 километров и более и заканчивая его в Черной Африке. Также ученые обнаружили, что потомство репейниц, появившееся в Черной Африке, мигрирует на север в Магриб, где спаривается с европейскими бабочками.

Стефанеску отмечает: сегодня ученые еще только начинают понимать, каким образом происходит сложный процесс сезонной миграции бабочек. Всего два десятка лет назад считали, что потомство репейниц, мигрирующих в Европу из Африки, не возвращается на африканский континент. Однако новые исследования опровергают этот тезис – оказывается в Африке они расселяются по огромной территории, а не только по Магрибу.

Эксперт по миграции насекомых Дон Рейнольдс из Университета Гринвича полагает, что определение содержания природных изотопов в организме чешуекрылых — важный этап в разработке метода, позволяющего определить схемы миграции перелетных насекомых.

28.11.2017

Героизм невыгоден. Зачем умирать, когда ты не услышишь, как тебя за это хвалят, не сможешь больше приносить пользу своему делу? А если еще и родные пострадают — да стоит ли этого хоть одна святая цель?.. И все же есть люди, готовые погибнуть во имя такой цели. Калькулятор в голове перестает работать, когда в него вводят бесконечно большое число «высшей ценности».

...в США проект гражданской науки Citizen Continental-America Telescopic Eclipse собрал наблюдения затмения Солнца 21 августа с 55 телескопов, что позволило создать высококачественный видеоролик о солнечной короне («Nature», 2017, 548, 7669, 504—505, doi: 10.1038/548504a)...

Удаленная работа бьет по транспорту — человек не ездит на службу, соответственно, не покупает ни билеты на автобус и метро, ни автомобиль. Сейчас наметилась еще одна жертва цифровой экономики — владельцы офисных помещений: многие работники свободных профессий отказываются от найма офисов и перемещаются в кафе.