Биология

(«ХиЖ» 2015, №6)

Время приема пищи определяют многие факторы: доступность еды, чувство голода, социальные привычки, удобство, наконец. Но пищу нельзя вкушать, руководствуясь исключительно желанием и возможностью, потому что время трапезы влияет на множество физиологических процессов, в том числе на сон и бодрствование, метаболизм, производительность и внимание. Более того, питание, правильно скоординированное с циркадными (околосуточными) ритмами организма, может предотвратить ожирение и другие метаболические расстройства.

(«ХиЖ» 2015, №6)
Опасен ли триклозан для нашего здоровья? С точки зрения предложенного механизма его действия — нет. Между тем сегодня Интернет пестрит сообщениями о независимых исследованиях, утверждающих, что триклозан вреден и для окружающей среды, и для человека.  >>
(«ХиЖ» 2015, №6)
Да, известны случаи, когда пациенты при МРТ-обследовании жаловались на неприятные ощущения, а иногда и на сильное жжение и боль в области татуировки. Что же происходит с татуировкой в томографе? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, какими красками выполнены рисунки на коже.  >>
(«ХиЖ» 2015, №6)

Для хозяйственников, которые рассматривают лес как источник древесины, важно, чтобы деревья росли быстро. Не удовлетворяясь подбором быстрорастущих пород и селекцией, специалисты предлагают несколько вариантов генетической модификации, ускоряющей рост деревьев. Работать они предпочитают с разными видами тополей, поскольку эти деревья быстро растут и легко поддаются генетической трансформации.

Сукачев В.Н.
(«ХиЖ» , №)

По поводу того, какова нормальная судьба леса, впрочем, как и любого другого крупного растительного сообщества, называемого фитоценозом, или, шире, биогеоценозом, есть несколько сильно различающиеся точки зрения, дискуссии о которых проходили в первой трети XX века. Вот как об этом рассказывал академик АН СССР В.Н.Сукачев во время дискуссии в Ботаническом институте АН СССР «Что такое фитоценоз?» 23 марта 1934 года.

(«ХиЖ» 2015, №6)
Лес — сложный объект. С одной стороны, он — базовый элемент глобальной экосистемы, обеспечивающий стабильность множества растений и животных, включая человека. Такой элемент лучше не трогать, а предоставить ему жить по своим законам. А с другой стороны, лес — это источник ресурсов, как пищевых, так и технологических, поэтому он подлежит хозяйственному освоению.
(«ХиЖ» 2015, №6)

Случилось то, что должно было случиться. Китайские ученые сообщили о редактировании генома человеческого эмбриона. Сразу успокоим читателей: команда исследователей под руководством Цзюньцзю Хуана (Junjiu Huang) из Университета Сунь Ятсена в Гуанчжоу проводила опыты на нежизнеспособных эмбрионах, которые они получили из клиники репродуктивного здоровья. Все этические аспекты — наличие информированного согласия от доноров эмбрионов, соответствие Хельсинкской декларации об этике медицинских исследований человека, китайскому законодательству и т. д. — перед публикацией были тщательно проверены.  >>
Что в имени тебе его?
(«ХиЖ» 2015, №4)

Раньше считалось, что если назвать лабораторное животное именем вместо номера, ученый не сможет относиться к нему беспристрастно. Вопрос о том, влияет ли именование вместо нумерования на результаты эксперимента, до сих пор окончательно не решен. Американский лингвист и журналист Майкл Эрард даже посвятил этой проблеме небольшую статью, в которой собрал мнения нескольких исследователей.

(«ХиЖ» 2015, №4)
Уже 65 миллионов лет минуло с тех пор, как вымерли динозавры, казалось бы, тогда же утратила актуальность и проблема их охотничьей стратегии, ан нет! Чем больше времени отделяет нас от мелового периода, тем активнее мы интересуемся его фауной.
Жуков Д.А.
(«ХиЖ» 2015, №4)
Это советы молодым людям, студентам. Научные сотрудники, люди постарше, — те уже накопили достаточно личного опыта чтения и, главное, знаний по своей специальности. Им достаточно взглянуть на пару фраз аннотации и на два слова в методике, чтобы решить, искать ли в данной статье ответы на интересующие их вопросы. А молодые люди тратят значительно больше усилий на чтение специальной литературы и, главное, тратят его не всегда эффективно.

18.11.2016 20:43:00

«Сейчас ко мне пришел Щербаков, злой, как черт, и сообщил, что банда этих механических идиотов (его собственные слова) сегодня ночью растащила один из крупных складов руды, приняв его, очевидно, за необычайно богатое месторождение. Программы у роботов были разные, поэтому к утру часть склада оказалась в пакгаузах ракетодрома, часть — у входа в геологическое управление, а часть вообще неизвестно где. Поиски продолжаются» (А. и Б. Стругацкие. Страна багровых туч). Хорошо было фантастам шутить о тупости роботов в не предвиденных программой обстоятельствах, а нам с этим жить.

16.11.2016 20:39:00