Железные звезды сердца Галактики

И. Иванов

Центр Млечного Пути находится в 25 тыс. световых лет от Солнца. Звезды там старые, потому это ядерное звездное скопление всегда рассматривали как очень древнюю часть Галактики. Светила здесь изучать трудно, поскольку они скрыты за огромными облаками пыли и газа, которые блокируют свет. Далекая область полна звезд, и это значительно усложняет задачу выделения каждой из них.

Международная команда астрофизиков, которыми руководил астроном Лундского Университета Брайан Торсбро (Brian Thorsbro), изучила группу светил, расположенных в звездном скоплении сердца Галактики. Исследователи использовали данные телескопа Keck II на Гавайях, одного из крупнейших в мире. Его зеркало имеет диаметр 10 метров.

Ранее ученые выдвинули гипотезу о том, что звезды центра Галактики могут быть необычайно молодыми. И оказались правы. Датировка трех из них показала, что их возраст составляет от 0,1 до 1 миллиарда лет. Для сравнения — возраст Солнца 4,6 миллиарда лет. Открытие столь молодых звезд указывает на то, что в самом древнем компоненте Млечного Пути идет активное звездообразование.

Астрономы также измерили содержание железа в звездах. Для этого наблюдали спектры в инфракрасном свете, поскольку он проникает сквозь пыль. По теории формирования звезд и галактик, в молодых светилах содержится больше тяжелых элементов, так как их концентрация во Вселенной с течением времени возрастает.

К удивлению астрофизиков, оказалось, что концентрации железа значительно различаются. Их широкий разброс может указывать на то, что внутренние части Галактики невероятно неоднородны и не смешиваются.

Исследование не только позволяет понять, как выглядит центр Галактики, но и какой могла быть ранняя Вселенная. Если, конечно, следовать представлениям стандартной космологии Большого взрыва, которую многие астрофизики теперь подвергают сомнениям. Статья доступна в журнале The Astrophysical Journal Letters.