Гигантские акселераты

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №3)

Теории эволюции гигантских планет утверждают, что они зарождаются в виде громадных газопылевых облаков низкой плотности и затем очень долго сжимаются, чтобы наконец стать планетами типа Юпитера, Сатурна или Нептуна. Расчеты показывают, что это небыстрый процесс, он длится сотни миллионов, а то и миллиард лет. До сих пор надежно проверить предложенный сценарий не удавалось, так как найти и изучить молодые зародыши планет сложно: планеты формируются вблизи звезд, которые очень активны в эти моменты — облака пыли и газа мешают наблюдениям. Известно всего несколько работ по проблеме.

Очередные гигантские планеты нашли исследователи из Англии, Германии, Испании, Италии, Бельгии и Мексики во главе с доктором Алехандро Суаресом Маскареньо (Alejandro Suarez Mascareño) из Канарского института астрофизики. С помощью нескольких наземных телескопов и самой современной статистической машины для обработки результатов они сумели у молодой звезды V1298 Tau отделить полезные планетные сигналы от превышающих их на порядок сигналов звездной активности.

У этой звезды оказалось четыре планеты-гиганта, и массы двух из них удалось измерить: 0,6 и 1,2 массы Юпитера. Эти величины надежно доказывают зрелость экзопланет — они близки к массам планет-гигантов других звездных систем. Такой результат обескуражил ученых. Еще бы, ведь V1298 Tau сама-то родилась из туманности всего около двадцати миллионов лет назад. Стало быть, никаких сотен миллионов, а тем более миллиардов лет на формирование планет-гигантов у нее просто нет.

Приходится говорить, что, мол, нет уверенности, точно ли система звезды нормально эволюционирует или она представляет собой исключение. Иначе придется признать, что сжатие гигантских планет должно происходить гораздо быстрее, чем предполагают современные теории. Или вообще, происхождение и эволюция планет-гигантов совсем не таковы, как представляют себе астрофизики.

(Nature astronomy, 2 декабря 2021)

29.03.2022 17:30:00

Ни у одной каменистой планеты, в отличие от Земли, нету тектоники плит, и планетологи не знают почему. Не исключено, что причина именно в смещениях барицентра под влиянием Луны и Солнца.

25.03.2022 16:30:00

Как же так получается, что студенты-старшекурсники, приходя в лаборатории, становятся жертвами стереотипов о роли полов: девушки сосредоточиваются на составлении отчетов и организации связей с общественностью, а парни занимаются оборудованием?