Этика модельного интеллекта

Александр Гурьянов

Одним из методов, с помощью которого ученые изучают, как растет и стареет человеческое тело, стало выращивание искусственных органов из стволовых клеток. Самые популярные из таких органов, так называемые органоиды, получают культивацией in vitro тканей коры головного мозга. Такие биоматериалы сильно отличаются от целостного мозга, не проявляют очевидного разумного поведения и остаются примитивными моделями.

Однако ученые получают все более сложные образцы этих моделей, которые в будущем, вероятно, смогут думать и чувствовать. И здесь возникают этические вопросы к исследователям. Главный из них, обладают ли модели  сознанием, разумны ли они? И если «да», то этично ли их исследовать?

Поэтому неудивительно, что недавно в журнале с говорящим названием «Нейроэтика» появилась статья японо-канадской группы под руководством профессоров Ниикава Такуйя (Takuya Niikawa) из национального Университета Кобе и Саваи Тсутому (Tsutomu Sawai) из Киотского университета. Работа называется «Органоиды человеческого мозга и сознание».

В статье авторы предлагают исходить из предположения, что органоиды изначально обладают сознанием. Эта презумпция позволит сдвинуть этические дискуссии с мертвой точки, так как закладывает главный постулат, задающий рамки решения проблемы. Для обоснования этой точки зрения в статье дан обзор биологических знаний об органоидах и популярных теорий сознания, часть из которых подтверждает позицию авторов.

Презумпция заменяет принципиальный ответ на конкретный вопрос о том, какие виды разумного опыта присущи органоидам. Это позволяет перейти к решению этических проблем при проведении конкретных биологических экспериментов. Говоря обобщенно, авторы рекомендуют следовать принципам, близким к этичным экспериментам на животных. Например, надо свести к минимуму количество органоидов в эксперименте и максимально снизить предполагаемые боль и страдания. Условия экспериментов должны выбираться на основе величины отклонения физиологического состояния органоида от нормальных для него и от силы стимулов, вызывающих это отклонение.

Более того, авторы утверждают, что их подход можно применять к любым объектам, которые представляются разумными. Это и зародыши, и животные, и даже роботы. Профессора считают, что их принцип необходим, так как позволяет причинять минимальный вред. По их словам, то, что мы пока не считаем разумным, может оказаться таковым в будущем.

Заметим, что идеи статьи близки к древним анималистическим представлениям человечества. Согласно им, все окружающие нас объекты одушевлены. По-видимому, не случайно эти идеи обсуждаются японскими учеными. Буддистам хорошо знакомо выражение «Все есть мозг».


(Neuroethics,15, 1, 2022 - полный текст)

Разные разности
Спутники дырявят озоновый слой
Давайте поговорим сегодня о спутниках. Никто не отрицает, что пользы от них очень много. Связь, навигация, интернет, метеорология, наблюдения из космоса с научными целями — все это крайне важно. Но, как и любая рукотворная технология, спутники и...
Муравьиная хирургия
В муравьиных колониях работает своя система здравоохранения. Это ученые выяснили давно. Но оказалось, что в муравьиных царствах есть и неотложная медицинская помощь раненым.
Пишут, что...
…ИИ различает хлорид натрия и хлорид калия, рассматривая следы от высохших крошечных капель водных растворов этих солей… …у курящих людей 50+ когнитивные показатели за 10 лет снизились на 85% больше, чем у некурящих… …по...
Почему исчез шерстистый носорог
Почему шерстистые носороги исчезли в конце последнего ледникового периода, который начался около 115–110 тысяч лет назад и закончился около 11,7–11,6 тысячи лет назад? Что случилось с рогатыми мохнатыми гигантами?