Этика модельного интеллекта

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №6)

Одним из методов, с помощью которого ученые изучают, как растет и стареет человеческое тело, стало выращивание искусственных органов из стволовых клеток. Самые популярные из таких органов, так называемые органоиды, получают культивацией in vitro тканей коры головного мозга. Такие биоматериалы сильно отличаются от целостного мозга, не проявляют очевидного разумного поведения и остаются примитивными моделями.

Однако ученые получают все более сложные образцы этих моделей, которые в будущем, вероятно, смогут думать и чувствовать. И здесь возникают этические вопросы к исследователям. Главный из них, обладают ли модели  сознанием, разумны ли они? И если «да», то этично ли их исследовать?

Поэтому неудивительно, что недавно в журнале с говорящим названием «Нейроэтика» появилась статья японо-канадской группы под руководством профессоров Ниикава Такуйя (Takuya Niikawa) из национального Университета Кобе и Саваи Тсутому (Tsutomu Sawai) из Киотского университета. Работа называется «Органоиды человеческого мозга и сознание».

В статье авторы предлагают исходить из предположения, что органоиды изначально обладают сознанием. Эта презумпция позволит сдвинуть этические дискуссии с мертвой точки, так как закладывает главный постулат, задающий рамки решения проблемы. Для обоснования этой точки зрения в статье дан обзор биологических знаний об органоидах и популярных теорий сознания, часть из которых подтверждает позицию авторов.

Презумпция заменяет принципиальный ответ на конкретный вопрос о том, какие виды разумного опыта присущи органоидам. Это позволяет перейти к решению этических проблем при проведении конкретных биологических экспериментов. Говоря обобщенно, авторы рекомендуют следовать принципам, близким к этичным экспериментам на животных. Например, надо свести к минимуму количество органоидов в эксперименте и максимально снизить предполагаемые боль и страдания. Условия экспериментов должны выбираться на основе величины отклонения физиологического состояния органоида от нормальных для него и от силы стимулов, вызывающих это отклонение.

Более того, авторы утверждают, что их подход можно применять к любым объектам, которые представляются разумными. Это и зародыши, и животные, и даже роботы. Профессора считают, что их принцип необходим, так как позволяет причинять минимальный вред. По их словам, то, что мы пока не считаем разумным, может оказаться таковым в будущем.

Заметим, что идеи статьи близки к древним анималистическим представлениям человечества. Согласно им, все окружающие нас объекты одушевлены. По-видимому, не случайно эти идеи обсуждаются японскими учеными. Буддистам хорошо знакомо выражение «Все есть мозг».


(Neuroethics,15, 1, 2022 - полный текст)

Разные разности
Кофе и мы
Когда лучше пить кофе? Утром? Днем? Вечером? Казалось бы, бессмысленный вопрос — когда хочу, тогда и пью. И тем не менее он стал предметом исследования ученых.
Кофе и муравьи
Мы как будто и так знаем, что чашка кофе стимулирует умственные способности. Однако это субъективный опыт, и хорошо бы подтвердить его в независимых и однозначных экспериментах. Для этого ученые исследовали влияние кофеина на память в экспериментах н...
Кофе и пчелы
Если вы думаете, что только люди любят кофе, то глубоко заблуждаетесь. Кофеин очень любят пчелы. Из предлагаемых напитков пчелы выберут тот, в котором есть кофеин. Похоже, об этом знают растения и используют эту пчелиную слабость в своих интересах.
Пишут, что…
…бабочки в полете постоянно изменяют угол наклона своего тела, чтобы как можно дольше парить между редкими взмахами крыльев, отчего направление их движения становится непредсказуемым… …если заглушить группу нейронов в гипоталамусе, то можно избавит...