Этика модельного интеллекта

Александр Гурьянов

Одним из методов, с помощью которого ученые изучают, как растет и стареет человеческое тело, стало выращивание искусственных органов из стволовых клеток. Самые популярные из таких органов, так называемые органоиды, получают культивацией in vitro тканей коры головного мозга. Такие биоматериалы сильно отличаются от целостного мозга, не проявляют очевидного разумного поведения и остаются примитивными моделями.

Однако ученые получают все более сложные образцы этих моделей, которые в будущем, вероятно, смогут думать и чувствовать. И здесь возникают этические вопросы к исследователям. Главный из них, обладают ли модели  сознанием, разумны ли они? И если «да», то этично ли их исследовать?

Поэтому неудивительно, что недавно в журнале с говорящим названием «Нейроэтика» появилась статья японо-канадской группы под руководством профессоров Ниикава Такуйя (Takuya Niikawa) из национального Университета Кобе и Саваи Тсутому (Tsutomu Sawai) из Киотского университета. Работа называется «Органоиды человеческого мозга и сознание».

В статье авторы предлагают исходить из предположения, что органоиды изначально обладают сознанием. Эта презумпция позволит сдвинуть этические дискуссии с мертвой точки, так как закладывает главный постулат, задающий рамки решения проблемы. Для обоснования этой точки зрения в статье дан обзор биологических знаний об органоидах и популярных теорий сознания, часть из которых подтверждает позицию авторов.

Презумпция заменяет принципиальный ответ на конкретный вопрос о том, какие виды разумного опыта присущи органоидам. Это позволяет перейти к решению этических проблем при проведении конкретных биологических экспериментов. Говоря обобщенно, авторы рекомендуют следовать принципам, близким к этичным экспериментам на животных. Например, надо свести к минимуму количество органоидов в эксперименте и максимально снизить предполагаемые боль и страдания. Условия экспериментов должны выбираться на основе величины отклонения физиологического состояния органоида от нормальных для него и от силы стимулов, вызывающих это отклонение.

Более того, авторы утверждают, что их подход можно применять к любым объектам, которые представляются разумными. Это и зародыши, и животные, и даже роботы. Профессора считают, что их принцип необходим, так как позволяет причинять минимальный вред. По их словам, то, что мы пока не считаем разумным, может оказаться таковым в будущем.

Заметим, что идеи статьи близки к древним анималистическим представлениям человечества. Согласно им, все окружающие нас объекты одушевлены. По-видимому, не случайно эти идеи обсуждаются японскими учеными. Буддистам хорошо знакомо выражение «Все есть мозг».


(Neuroethics,15, 1, 2022 - полный текст)

Разные разности
Игры делают нас людьми
Игры — важнейший инструмент становления человека. А какие игры — старомодные или современные цифровые — наиболее благотворно влияют на детей? Ученые психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова решили поискать ответ на эт...
Пишут, что...
…помидоры и томатный сок могут избавлять от кишечных бактерий, таких как сальмонелла… …прогулка на природе улучшает процессы исполнительного контроля в мозге помимо преимуществ, связанных с физическими упражнениями… …женский половой гормон эстра...
Пингвины во сне
Все мы знаем, как важен сон. В этом смысле очень тяжело молодым мамам. Первый месяц-два, когда детеныша надо кормить каждые три часа, о ночном сне можно забыть. И это тяжело, женщины знают. А как животные с этим справляются? Например — птицы? Би...
Долгожители обязаны вирусам
Почему при прочих равных условиях одни доживают до ста лет, а другие — нет? Исследователи из Копенгагенского университета решили поискать ответ на этот вопрос в кишечнике долгожителей, а точнее — в том гигантском сообществе бактерий, которы...