Что такое гипноз?

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2021, №6)

Понять процессы, происходящие в мозгу при гипнозе, непросто. Исследователи давно ведут жаркие споры о том, насколько гипнотические состояния изменяют активность нейронов. Естественно, отправной точкой для сравнения служит состояние нормального бодрствования, при котором различные области коры головного мозга вовлечены в единый согласованный процесс обработки информации.

Сравнительному анализу гипнотического состояния посвящена новая работа физиологов Университета Турку, которой руководил старший исследователь факультета психологии и патологии речи Ярно Туоминен. В работе по изучению гипноза впервые применен метод транскраниальной магнитной стимуляции, когда отслеживают локализацию в мозгу слабых электрических токов, вызванных внешним магнитным полем. Это позволяет четко отделить сознательное состояние испытуемого от не контролируемого им бессознательного. Такой метод ранее использовали для изучения системных изменений во сне, при анестезии и коме.

Объектом исследования ученые выбрали мужчину, чьими услугами давно пользуются: он легко входит в бессознательное гипнотическое состояние, в котором испытывает необычные ощущения и галлюцинации. В гипноз его вводили многократным повторением одного слова. В ходе экперимента подопытный спокойно сидел с закрытыми глазами — как при нормальном бодрствовании, так и при гипнозе.

Исследователи установили, что во время гипноза отдельные области мозга испытуемого действуют более независимо друг от друга, чем в состоянии бодрствования. Говоря точнее, по-научному, гипнотическая индукция вызывает сдвиг общей нейронной связности к состоянию, когда при ее сохранении не возникает сильная когерентная активность лобно-теменной коры. Это означает, что гипноз полностью изменяет режим обработки информации мозгом.

Ярно Туоминен отмечает: хотя исследования не могут считаться полностью достоверными, пока не будут проверены с участием нескольких испытуемых, получен новый и принципиальный результат. Удалось выяснить, какой тип изменений мозга связан с гипнозом, а также определить направления дальнейших работ.

(Neuroscience of Consciousness, 2021, 7, 1, полный текст)