Химия и Жизнь - Ганодерма: красная, как кровь, блестящая, как лед | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 2020 №4

Ганодерма: красная, как кровь, блестящая, как лед

pic_2020_04_44.jpg

Художник П.Перевезенцев

Многим бы, наверное, хотелось жить вечно, не зная болезней и старости. Даосы считали, что это возможно, если соблюдать определенные правила и принимать определенные волшебные травы. В число трав попал и древесный гриб линчжи. В Японии его называют рейши, а современные систематики именуют Ganoderma lucidum — ганодерма лакированная. Род Ganoderma насчитывает более 250 представителей, но мы, говоря о ганодерме, будем подразумевать именно лакированную.

Ганодерма паразитирует на умирающих деревьях, лиственных и хвойных, на упавших, присыпанных землей стволах. Кажется, что гриб растет прямо из земли. У него длинная ножка и яркая шляпка. Неудивительно, что такой красивый гриб привлек внимание людей. Согласно легенде, действие линчжи впервые испытал на себе мифический бессмертный Император, Божественный Земледелец Шэнь Нун. В китайской книге «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (книге Шэнь Нуна о корнях и травах), написанной за 100 лет до нашей эры, гриб попал в самую высшую категорию — полезный и нетоксичный.

А книга «Бао пу цзы» (Магическая медицина), вышедшая в III веке, описывает варианты окраски линчжи. Он может быть красным, как коралл, белым, как жир, черным, как лак, зеленым, как павлин (скорее, сине-зеленым), желтым, как золото, и при этом блестит, как лед. Разноцветные грибы отличаются своими свойствами. Красный цычжи на вкус горький, его используют для лечения застойных явлений в груди и улучшения памяти. Черный хэйчжи солоноватый, помогает при проблемах с почками. Голубой кислый цинчжи улучшает зрение и функции печени. Желтый сладкий хуанчжи лечит болезни сердца, селезенки и желудка, а белый острый байчжи полезен при кашле и болезнях легких. К этим пяти «чжи» добавили шестой — сладкий пурпурный цзычжи, исцеляющий тугоухость и артрит.

Когда современные западные специалисты выражают сомнение в эффективности и безопасности народных снадобий, сторонники традиционной китайской медицины гордо отвечают, что их препараты не нуждаются в клинической проверке, ибо испытаны веками практики. Однако представления, бытовавшие тысячи лет назад, все же нуждаются в уточнении. В ХХ веке китайские ученые пересмотрели концепцию «шести чжи» в соответствии с современной классификацией и пришли к выводу, что не все «чжи» на самом деле относятся к роду Ganoderma. Голубой линчжи мог быть трутовиком разноцветным Coriolus versicolor. Желтый линчжи — предположительно трутовик серно-желтый Laetiporus sulphureus, а белый — чрезвычайно горькая лиственничная губка Fomitopsis officinalis. Так что мы не можем с уверенностью сказать, о каких грибах повествуют «Бао пу цзы» и другие китайские медицинские трактаты.

Однако для китайцев символом удачи, долголетия, мира и процветания была и остается именно G. lucidum, ее изображают везде, где можно: на картинах, мебели и коврах, на одеждах и вышивках, фарфоре, украшениях, гребнях и парфюмерных флаконах. Самым старым изображениям линчжи около 68 веков.

Авторы китайских медицинских трактатов первого тысячелетия советовали для достижения долголетия употреблять линчжи, как овощ. К сожалению, далеко не все могли следовать этим рекомендациям, потому что гриб всегда был большой редкостью. Всякий человек, нашедший линчжи и преподнесший его высокопоставленному лицу, получал щедрую награду. Традиция делать такие подношения сохранилась в Китае и на Тайване до середины ХХ века. В 1950-х годах в Институте микробиологии Китайской Академии наук разработали метод культивирования Ganoderma lucidum, а с 1970-х мировой спрос на ганодерму удовлетворяют именно за счет искусственно выращенных грибов, причем львиная доля производства приходится на Китай. Для культивирования используют красную разновидность: у нее красно-коричневая блестящая поверхность с белой каймой.

В мешках и на бревнах выращивают плодовые тела, в жидкой культуре — мицелий. Плодовые тела обладают большей биологической активностью, хотя и обходятся дороже. Даже споры гриба идут в дело. Они крошечные, 6—11 микрометров в диаметре, но их так много, что во время созревания они толстым слоем засыпают все вокруг, включая сам гриб. Споры содержат те же соединения, что и плодовое тело, но извлечь их нелегко, поскольку стенки спор эластичные и прочные. В последние десятилетия специалисты нашли способы эти споры собирать, разрушать и выделять из них биологически активные вещества. Из ганодермы делают порошки, пищевые добавки, чай, сироп, крем, средства для волос, таблетки и капсулы. Количество препаратов, содержащих линчжи, приближается к сотне.

Биологическая активность трутовиков зависит от того, какие компоненты они получают из древесины. Не исключено, что смесь тиковых опилок и рисовых отрубей, на которой ганодерму выращивают сейчас, не может служить равноценной заменой дубовым и сливовым стволам, с которых срывал грибы Шэнь Нун.

Так какие же вещества содержит ганодерма? Их известно более четырехсот. Это тритерпеноиды, стероиды, белки, витамины, стерины, алкалоиды, жирные кислоты, полисахариды. На полисахариды приходится от 10 до 50% сухой массы плодового тела. Тритерпеноиды, содержащие карбоксильную группу, обычно называют ганодеровыми кислотами. Из грибов рода Ganoderma выделено более 150 ганодеровых кислот. Именно полисахариды и тритерпеноиды считают основными активными веществами линчжи. Они регулируют работу иммунной системы и обеспечивают многочисленные фармакологические эффекты ганодермы. Гриб используют как антиаллерген и антиоксидант, как обезболивающее, противогрибковое, противовоспалительное, противоопухолевое, антивирусное и антипаразитарное средство. Ганодерма помогает при сердечно-сосудистых и легочных заболеваниях, астме и диабете, защищает печень, нормализует давление, тонизирует нервную систему, улучшает работу почек и потенцию, предотвращает образование тромбов, снижает содержание холестерина и сахара в крови. Это ли не панацея?

Была бы ею, будь все эти чудесные свойства подтверждены клиническими исследованиями. Экспериментов на клеточных культурах и животных проведено много, их результаты внушают оптимизм, а клинических испытаний куда меньше. Хотя их результаты обычно положительны, к самим исследованиям много претензий: малочисленная выборка, отсутствие группы плацебо, нестандартные препараты и протоколы. В России ганодерму тоже исследуют; в Новосибирске, например, запатентовали препарат рейши-кан, предназначенный для лечения и профилактики артериальной гипертензии и токсической патологии печени.

Особый интерес вызывает противоопухолевое действие ганодермы. Как правило, грибные полисахариды активизируют иммунную систему пациентов и несколько облегчают их состояние после химио- и лучевой терапии. В исследовании, проведенном в госпитале Университета Хиросимы, водный экстракт из среды, в которой выращивали мицелий ганодермы, принимаемый по полтора грамма ежедневно в течение года, останавливал рост колоректальной аденомы (в экспериментальной группе было 96 пациентов, в контрольной —102). Этот пример часто приводят в подтверждение противоопухолевого эффекта гриба, однако аденома — не злокачественная опухоль. Западные медики считают, что ганодерма рак не вылечит, но, возможно, подкрепит больных, получающих другое лечение.

Препараты ганодермы снижали давление у гипертоников, облегчили состояние шести больных рассеянным склерозом из пятнадцати, помогали при вирусных заболеваниях. Так, водный экстракт высушенного гриба уменьшил боль и восстановил функции у четырех пожилых пациентов с невралгией, вызванной вирусом герпеса. У пожилых людей это заболевание может сохраняться годами, поскольку им противопоказаны многие препараты для системного лечения неврологической боли, а ганодерму им можно. Сложный растительный препарат, содержащий в том числе ганодерму, на несколько дней ускоряет восстановление при рецидивирующем герпесе (28 испытуемых). Спиртовой экстракт плодовых тел ганодермы подавляет рост возбудителя гастрита Helicobacter pylori, а также золотистого стафилококка, возбудителя больничных инфекций Klebsiella pneumoniae, синегнойной палочки, возбудителя периодонтита Prevotella intermedia и нескольких видов бацилл. Очень может быть, что ганодерма оправдает возлагаемые на нее надежды, надо только клинических исследований провести побольше.

Помимо эффективности, нас еще и безопасность волнует. Большие дозы ганодермы, принимаемые в течение нескольких недель, испытуемым не вредят, а долгосрочных наблюдений никто не проводил. Есть сообщения о единичных тяжелых побочных эффектах: хронической диарее, молниеносном гепатите, образовании пузырьков на коже. Препараты ганодермы могут снизить эффективность иммунодепрессантов, увеличивают риск кровотечений, если принимать их вместе с антикоагулянтами, потому что ганодерма сама антикоагулянт. Из-за этого она противопоказана больным язвой желудка. И пациентам с гипогликемией она вредна, потому что снижает концентрацию сахара в крови.

Пока знаний о ганодерме нам не хватает, западные медики советуют держаться от нее подальше. А современная китайская медицина официально признает ганодерму средством от головокружения, бессонницы, сердцебиения, отдышки, кашля, астмы и потери аппетита. Она также полезна людям среднего и пожилого возраста для поддержания хорошего самочувствия. Но бессмертия линчжи, священный гриб даосов, людям точно не обеспечит.