«Химия и Жизнь», Июль 2019

В номере:

Хемофилия
Любовь Стрельникова

О том, что такое хороший учитель, хороший урок и хороший учебник, как совместить занятия наукой и преподавание и почему нельзя хроматографию назвать скучной, главный редактор журнала Любовь Стрельникова беседует с Анной Алексеевной Карцовой — преподавателем Санкт-Петербургской Академической гимназии-интерната имени Д.К.Фаддеева, профессором СПбГУ и лауреатом множественных премий.

Недавно обнаруженный у поверхности Плутона аммиак может стать еще одним доказательством того, что у холодной карликовой планеты до сих пор есть внутренний жидкий океан.

Исследователи из Университета Индианы (США) разработали и синтезировали необычное соединение, с помощью которого можно извлекать хлорид натрия и другие хлориды из растворов.

Ультрафиолетовое излучение повреждает ДНК клеток кожи, накопление повреждений может привести к развитию онкологических заболеваний. Молекулярные механизмы починки ДНК не дают накопиться опасному количеству дефектов. Однако до недавнего времени было неясно, как работают белки, отвечающие за восстановление (репарацию) ДНК, когда она плотно упакована. С помощью криоэлектронной микроскопии швейцарские и японские ученые нашли ответ на этот вопрос.

Человечество уже накопило не только запас идей, но и создало кое-какие технологии утилизации СО2, а некоторые из них воплотило в промышленные установки. Эти усилия предпринимают главным образом те страны, где нет собственных источников ископаемых углеводородов. Как же их активность скажется на судьбе других стран, чье благополучие сегодня строится именно на сбыте углеводородов первым странам, так сказать, на свите углекислого дракона?

Сможет галогенид свинца заменить кремний как ломовую лошадь солнечной энергетики? Многие надеются на это, но пока окончательного решения нет.

Холоденко С.Д.

Некоторые полагают, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», иные считают, что человеку дела более пристало думать о чем-то другом, мы пойдем по третьему пути и посмотрим, как обстоят дела там, где дело — именно «краса ногтей». То есть расскажем о том, как связаны в деле «красы ногтей» все компоненты, а именно общество с его экономикой, люди с их психологией, а также искусство и технология.

В море и на суше
Виноградов Г.М.

Можно ли в XXI веке открыть новый вид животного? Конечно, можно. А если повезет, будет и удивительная история открытия. Такие истории бывают и в наши дни. В том числе и в морской биологии — от обнаружения в 1997 году нового, второго вида современных кистеперых рыб, Latimeria menadoensis, на индонезийском рыбном рынке до историй не столь приметных, о которых и хочется тут рассказать.

Цитата
Константин Душенко

Константин Душенко продолжает исследование известных цитат. В этом номере речь пойдет о выражении «Сегодня начинать рано, послезавтра — поздно».

Летний день, цветущий луг, шмели гудят… Перед нами картина массового расхищения нектара и пыльцы, уносимых в гнезда на прокорм личинкам. Растениям приходится конкурировать за пыльцу с опылителями-объедателями.

Сто химических мифов

Когда-то диетологи рекомендовали есть много шпината, чтобы восполнить в организме дефицит железа. Так, в диссертации «Пищевая ценность и кулинарно-технологические свойства основных листовых овощей», можно прочитать: «Высокое содержание… железа обуславливает применение шпината как лечебно-диетического средства при некоторых заболеваниях крови». Однако это утверждение оказалось мифом. Более того, внутри этого мифа содержался еще один миф.

В России хорошо знают лапчатку прямостоячую Potentilla erecta из семейства розоцветных. В народе это чудесное растение называют по-разному, в том числе диким калганом и калган-травой. Вот об этом калгане мы говорить не будем, потому что он не настоящий. Родина настоящего калгана — Китай; латинское название — Alpiniae officinarum, альпиния лекарственная, она же калган лекарственный и галанга меньшая (галангал малый).

В 1987 году издательство «Химия» выпустило мою первую книжку в серии «Научно-популярная библиотека школьника». С тех пор я написал много книг, но запомнилась именно первая. У нее оказалась счастливая и одновременно грустная история. Счастливая — потому что работать над книгой было очень интересно. И общий 90-тысячный тираж двух ее изданий был невероятно большой по сравнению с тиражами моих более поздних научно-популярных книг. А грустная — потому что запомнилась эта книжка безобразным поведением сотрудников издательства.

Память

Посвящается памяти Ильи Леенсона.

Мемуары
Черненко М.Б.

Продолжаем публиковать фрагменты из мемуаров одного из создателей «Химии и жизни» М.Б.Черненко «Чужие и свои».

28.01.2023