Льюис Генри Морган и эволюция семьи

Багоцкий С.В.
(«ХиЖ», 2018, №11)

pic_2018_11_46.jpg

Льюис Генри Морган

Двадцать первого ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения великого американского исследователя первобытного общества, создателя современных представлений об эволюции человеческой семьи Льюиса Генри Моргана (1818—1881).


Льюис Морган принадлежал к числу людей, которым были тесны рамки одной сферы деятельности. Он был не только исследователем, но и крупным предпринимателем (входил в совет директоров крупной железнодорожной компании), политическим деятелем, бескомпромиссным борцом против расовой дискриминации.

Морган родился в небольшом селении под названием Аврора в штате Нью­-Йорк. Окончив колледж, работал в юридической конторе. Еще в юности он увлекся индейской культурой и вместе с друзьями создал общество под названием «Великий орден ирокезов», целью которого стало изучение индейцев. Это не было чисто академической наукой — молодые люди выбирали себе индейские имена, устраивали обряды посвящения, стремились «возродить дух ирокезов», словом, были по-­настоящему увлечены объектом исследования.

Однажды Морган познакомился в книжной лавке с 16-­летним Эли Паркером — это имя он получил при крещении, а индейское имя его было Хасанеанда. Паркер был правнуком Красного Мундира, знаменитого оратора и вождя клана из ирокезского племени сенека. Он учился в миссионерской школе, знал английский и был переводчиком в делегации сенека, которые пытались отстаивать свои права на земли резервации — на эти территории претендовала земельная компания, стремясь их откупить не вполне честным способом. Знакомство переросло в дружбу, Морган при помощи коллег по Ордену ирокезов оплатил дальнейшее обучение Паркера. Впоследствии тот стал кавалерийским офицером, во время Гражданской войны был адъютантом генерала Улисса Гранта (будущего президента США), вышел в отставку в чине бригадного генерала, а затем сделал политическую карьеру.

pic_2018_11_47 (edt2).jpg

Эли Паркер

После знакомства с сенека изучение индейской культуры для Моргана и его Ордена сменилось деятельностью по защите прав индейцев. Морган дошел до конгресса США, и в итоге, уже в 1850­-х годах, Верховный суд подтвердил, что сделка по покупке земли была незаконной. А Морган был принят в племя сенека как сын Джимми Джонсона, деда Эли Паркера. Он стал членом рода Ястреба племени Черепахи и получил имя Таядаовуку — «Преодолевающий разрыв» (между бледнолицыми и краснокожими), буквально «Лежащий поперек».

Итоги исследований индейских племен, которые Льюис Морган провел в 1840-­х годах, опубликованы в книге «Лига ирокезов» (1851). (Лигой, или Конфедерацией ирокезов европейцы назвали группу племен, говорящих на языках ирокезской семьи и обитавших к югу от озера Онтарио и верхнего течения реки Святого Лаврентия.) После выхода книги он женился на своей кузине Мэри Элизабет. Безоблачно счастливым этот брак нельзя было назвать. Старший сын, Лемюэль, родился умственно отсталым, две младшие дочери умерли во время эпидемии скарлатины. Но Морган и Мэри Элизабет любили друг друга и всю жизнь прожили вместе.

Главные результаты своей научной работы, связанные с исследованием семейной жизни индейцев, Морган опубликовал значительно позже — в 1871 году, в книге «Системы родства и свойства человеческой семьи».


В 1854 году противники рабства основали Республиканскую партию США, и Льюис Генри Морган стал ее активным и радикальным членом. В наши дни Республиканская партия в Америке достаточно консервативна и осторожно относится к социальным изменениям. Но во времена ее создания она выступала за решительные перемены. Морган был сторонником освобождения негров и отмены расовой дискриминации (хотя негры интересовали и привлекали его куда меньше, чем краснокожие).

В 1861 году Морган был избран от Республиканской партии в палату представителей штата Нью-­Йорк, где возглавил комиссию по делам индейцев. Он мечтал стать комиссаром недавно созданного Федерального бюро по делам индейцев и надеялся, что Уильям Сьюард, кандидат от республиканцев, даст ему эту должность. Но в итоге на выборы пошел Авраам Линкольн, который, став президентом, в ответ на запросы Моргана и его друзей объяснил, что этот пост уже обещан другому полезному для партии человеку. Разочарованный Морган вернулся к полевой этнографической работе. К тому времени он уже был членом Американской ассоциации содействия развитию науки (а позднее даже стал ее президентом). Придуманную им экспедиционную программу финансировал он сам и Смитсоновский институт.

В 1869 году, когда президентом был Улисс Грант, Морган вновь претендовал на должность комиссара Бюро по делам индейцев. Вместе с Эли Паркером они подготовили программу ассимиляции индейцев американским обществом и предоставления им гражданских прав. Однако Грант назначил комиссаром не Моргана, а своего бывшего адъютанта Эли Паркера — тот стал первым индейцем на этом посту. Морган был сильно задет и больше не пытался получить это назначение. Однако с ассимиляцией индейцев в реальной жизни все оказалось не так просто, как на бумаге, Паркер пробыл комиссаром всего два года.

Морган же после политического фиаско сосредоточил силы на научной работе. Он побывал в Европе, где встречался с Чарльзом Дарвином и сэром Джоном Леббоком (1834—1913), известным антропологом. В 1871 году Морган выпустил уже упоминавшуюся книгу «Системы родства и свойства человеческой семьи», в 1877 году — фундаментальный труд «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Над «Древним обществом» Морган работал много лет, начиная с 1840-­х. Обе книги изданы за государственный счет: помогли связи в политических кругах.


В чем состоит основной вклад Моргана в науку о человеческом обществе? Напомним, какие представления тогда господствовали в этой науке.

У истоков исследования коренных жителей Северной Америки стоял французский миссионер­-иезуит Жозеф Франсуа Лафито (1681—1746), проживший несколько лет среди индейцев Канады. Он хорошо знал научную литературу своего времени и обратил внимание на черты сходства общества индейцев и других первобытных народов земного шара. Одной из таких черт было высокое (значительно выше, чем в цивилизованном обществе) общественное положение женщин. О том, что существуют народы, у которых женщины пользуются большим влиянием, знали еще в Древней Греции. Геродот (484—425 до н. э.) писал о народе, у которого происхождение человека определялось не по отцовской, а по материнской линии, и не мужчина предлагал женщине вступить в брак, а женщина делала предложение мужчине. Такие факты рассматривались как курьезы, но Лафито, вероятно, одним из первых увидел в них что-­то большее.

До XVIII века изучение первобытных обществ не продвигалось далее отдельных наблюдений. Лишь в 1767 году друг и коллега знаменитого экономиста и философа Адама Смита по Эдинбургскому университету Адам Фергюсон (1723—1816) сформулировал ряд важных теоретических положений. Главное из них заключалось в том, что все цивилизованные народы прошли в своем развитии стадию первобытности и цивилизация сформировалась в процессе длительной стихийной эволюции. Фергюсон выделил три этапа развития человеческого общества: дикость, варварство и цивилизацию. В эпоху дикости люди занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством, в эпоху варварства — земледелием и разведением скота. А эпоха цивилизации связана с появлением государственных структур.

В 1860-­х годах в представлениях об эволюции семьи произошли революционные сдвиги. Они подробно описаны в работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которую представители старшего поколения изучали в вузах. Но для младшего поколения, практически незнакомого с работой Энгельса, я вкратце изложу ее содержание.

До начала 1860-­х годов считалось, что семья всегда была такой, как в XIX веке, — парной моногамной. Распространенное в мусульманских странах многоженство рассматривалось как досадное отклонение, подобно наблюдениям Лафито. Эволюция общества, описанная Фергюсоном, с эволюцией семьи никак не связывалась. Однако в 1860-­х годах парадигма изменилась. Удивительно, но революционные идеи в этой области первыми выдвинули профессиональные юристы. Возможно, потому, что лучше других понимали: семья — это не только сексуальные удовольствия, но и взаимные обязательства.

Швейцарский юрист Иоганн Якоб Бахофен (1815—1887) читал римское право в Базельском университете и был большим знатоком античной литературы. В ней он нашел множество фактов, которые истолковывал как пережитки более древней формы семьи. Эти факты обсуждались в вышедшей в 1861 году книге Бахофена «Теория материнского права».

Совокупность фактов, изложенных в книге, привела Бахофена к следующим выводам:

— у людей изначально существовали ничем не ограниченные половые отношения всех мужчин со всеми женщинами;

— такие отношения не позволяли установить отца ребенка — его происхождение можно было определить лишь по женской линии;

— при такой семье женщины, как единственные достоверные родители, должны были пользоваться большим почетом и влиянием;

— семья, включающая одного мужчину и одну женщину, появилась значительно позже;

— после появления парной семьи пережитки архаических форм семейных отношений сохранялись достаточно длительное время.

В «Теории материнского права» Бахофена новые и глубокие мысли сочетались с крайней занудностью изложения. Поэтому, в отличие от «Происхождения видов», бестселлером книга не стала. Но в научных кругах книгу заметили.

Эволюцией семьи занимался и другой юрист — шотландец Джон Фергюсон Мак­-Леннан (1827—1881). Он систематизировал разрозненные данные по брачным обычаям разных первобытных племен и ввел в науку понятия «экзогамия» и «эндогамия». В эндогамных сообществах брачного партнера выбирают внутри сообщества, в экзогамных — вне его. Мак-­Леннан вслед за Бахофеном утверждает, что достоверных способов определения отцовства у первобытных племен нет, но объясняет это дефицитом женщин, связанным с обычаем убивать значительную часть новорожденных девочек. Поэтому женщинам приходится вступать в интимные отношения с несколькими мужчинами. Кстати говоря, экзогамию у индейцев описал Морган. Эта тема задевала его лично — он полагал, что сын его родился больным из-­за близкого родства между родителями, и размышлял о том, как примитивные народы избегали браков между кровными родственниками.

В 1870 году Джон Леббок, тот самый, которому нанес визит Морган во время поездки в Европу, в книге «Происхождение цивилизации» вводит понятие «групповой брак» — брак между группой женщин и группой мужчин, в котором все дети считаются общими, — и демонстрирует свидетельства его существования. Джон Леббок был в высшей степени незаурядным человеком. Он занимался ботаникой, энтомологией (показал, что насекомые воспринимают ультрафиолетовые лучи), археологией (ввел понятия «палеолит» и «неолит»), политикой, писал книги на самые разные темы, был близким другом Чарльза Дарвина и активным пропагандистом его идей.

И тут мы переходим к наблюдениям Моргана, к его любимому объекту — индейским племенам и родам.


Знаменитая книга Моргана «Системы родства и свойства человеческой семьи» включала как собственные его наблюдения за индейцами, так и литературный материал. Морган проанализировал терминологию, обозначающую у индейцев родственные связи, и сделал вывод, что эта терминология — пережиток существовавших в прошлом иных форм брака.

По Моргану, люди, описывая родственные связи в больших семьях, используют две системы упрощений. (Невозможно ведь вводить специальные термины для всего многообразия родства, современные люди с трудом понимают смысл слов «деверь», «золовка», «шурин», а ведь это еще близкие родственники!) Одна система, описательная, обозначает сложное родство через простейшие родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, муж, жена): мать жены, брат мужа сестры... Другую систему Морган назвал классификаторской: в ней одно и то же обозначение объединяет разных родственников с одинаковой социальной функцией. Например, и брат матери, и брат отца в современном русском языке называются дядьями.

Разновидность классификаторской системы Морган наблюдал у индейцев. Семья у индейцев включала мужа, жену и детей. Она была легко расторжимой, причем инициативу расторжения брака могли проявить как муж, так и жена. Но самое интересное было в другом. «Мамой» ребенок называл не только свою настоящую маму, но и всех ее сестер, «папой» — как настоящего папу, так и всех его братьев, однако для братьев мам было отдельное слово, «дядя», и для сестер пап — «тетя». Мужчина называет сыновьями и дочерями не только родных детей, но и детей своих братьев, однако детей сестер называет племянниками. Женщина называет своими детьми детей сестер, а детей братьев — племянниками.


pic_2018_11_48.jpg

Родство у ирокезов. Как называет своих родственников мужчина, обозначенный закрашенным треугольником.


Морган пришел к выводу, что эта странная терминология сохранилась от более древней формы семьи, при которой брак заключался между несколькими братьями и несколькими сестрами, то есть был групповым. Женщины сообща воспитывали детей, не делая особых различий между своим ребенком и ребенком сестры, мужчины вообще не знали, где чей ребенок, и не особенно об этом беспокоились. В этом и состояло главное открытие Моргана: формы семьи и брака изменялись с течением времени, эволюционировали, как и большинство явлений природы и общества.

В своих рассуждениях Морган пошел еще дальше: может быть, каждая номенклатура семейных отношений, не отражающая родственные связи, которые существуют в современности, отражает некую ситуацию, существовавшую в прошлом? Исходя из этого он построил цепочку «эволюционных звеньев» семьи. Не все звенья имели подтверждения в языке, некоторые были введены в порядке гипотезы. В книге «Родовое общество» (1877) цепочка выглядела так:

1. Промискуитет, беспорядочные половые сношения.

2. Кровнородственная семья — брачные отношения между братьями и сестрами, но не между людьми разных поколений (ей соответствует малайская или гавайская система номенклатуры).

3. Семья пуналуа — несколько братьев имеют общих жен; несколько сестер имеют общих мужей, но братья и сестры супругами быть не могут. Такую семью Морган отыскал в литературе: этнографы писали, что еще в начале XIX века она встречалась на Гавайях (слово «пуналуа» означало «товарищ»). На этих островах группы мужчин состояли в браке с группами женщин и дети были общими. Ей же соответствовала номенклатура родства, принятая у индейцев. При этом гавайское обозначение родственных связей было еще более архаичным: мамой ребенок называл не только сестру матери, но и сестру отца, папой — не только брата отца, но и брата матери. Морган в этом увидел пережиток более архаичной формы организации семьи — кровнородственной или промискуитетной.

4. Парная семья — люди живут уже парами, но половые сношения вне пары не запрещены. Это Морган наблюдал в реальности у индейцев.

5. Патриархальная семья: глава — мужчина, у него несколько жен, у молодых мужчин может не быть жен вовсе.

6. Моногамная семья — люди живут парами, измены запрещены, мужчина в семье господствует.

В настоящее время против первых «звеньев» накопилось немало возражений. Сомнительно, что в человеческих популяциях когда-либо имел место подлинный промискуитет «любой с любым» — его нет даже у высших обезьян. Кровнородственная семья на самом деле может быть не ранней, а позднейшей формой первобытных отношений. Неизвестно даже, существовала ли в самом деле семья пуналуа, или это неверная интерпретация наблюдений. Но центральный постулат — структура семьи может меняться под влиянием социальных факторов — по­-прежнему верен. И об этом важно помнить людям XXI века, немногие из которых прожили всю жизнь в моногамном браке с единственным партнером.


Другим важным результатом Моргана стало исследование рода у индейцев. Эти исследования помогли понять, что такое род.

В Древней Греции и Древнем Риме сохранялись отдельные пережитки родового строя. Так, в состав имени римлянина входило название рода, из которого происходили предки. Имя Гай Юлий Цезарь означало, что предки великого полководца происходили из рода Юлиев. Интересно, что у женщин было только родовое имя: Юлия, Корнелия и т. д. Если родители имели разные родовые имена, то ребенок получал родовое имя отца. Но что собой представлял род в догосударственном обществе, стало понятным лишь после исследований Моргана.

В исследованном Морганом племени сенека было восемь родов, каждый из которых носил название животного. Роды Медведя, Волка, Бобра и Черепахи объединялись во фратрию Медведя, роды Оленя, Кулика, Цапли, Ястреба — во фратрию Оленя. Роды своей фратрии считались братскими, роды другой фратрии — двоюродными. Каждый род объединял кровных родственников, которые считались потомками одной женщины. Браки между представителями одного рода не допускались. Женщина выходила замуж за представителя другого рода. Мужчина, женившись, переходил в род жены, в этом же роду оставались и его дети. Если брак распадался, то мужчина возвращался в свой род, а дети оставались в роду матери.

У более развитых племен система отношений несколько отличалась. Основоположником рода считалась не Великая Мать, а Великий Отец. И не мужчина переходил в род жены, а женщина — в род мужа.

Роды первого типа получили название материнских, роды второго типа — отцовских. Как полагал Морган, материнский род был более древним и в процессе эволюции сменился отцовским. В обществах, где существовал материнский род, положение женщин было значительно выше, чем на более поздних этапах социальной эволюции. Так, каждый род в племени гуронов возглавляли четыре женщины и один мужчина.

Труды Льюиса Генри Моргана высоко ценили классики марксизма, которые считали его одним из создателей материалистического понимания истории. Сразу после появления книги Моргана «Древнее общество» Карл Маркс подробно изучает и конспектирует эту книгу, его конспекты с критическими замечаниями можно найти в 45-­м томе полного собрания сочинений. Есть основания считать, что Маркс задумал написать большой труд по истории первобытного общества, однако тяжелая депрессия, вызванная смертью любимой жены, помешала ему осуществить этот замысел. Уже после смерти Маркса эту идею реализовал Фридрих Энгельс, написавший «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Как уже говорилось, позднее популярность конкретных гипотез Моргана стала меньше. Обычаи, которые можно было бы истолковать как пережитки предлагаемых им стадий развития человеческого общества, обнаружены лишь у небольшого числа народов. Прямых доказательств того, что представления Моргана описывают магистральный путь эволюции семьи, сегодня нет. Тем не менее он по праву занимает свое место в истории науки — как человек, который поставил рядом понятия «семья» и «эволюция».


pic_2018_11_49.jpg

Представители индейских племен. Ирокез слева.




Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 11/2018) на с. 46 — 49.

123

Разные разности

20.11.2022 17:30:00

Исследователи из Университета Тренто в Италии проанализировали, как хранение в прозрачных бутылках влияет на концентрацию летучих веществ, из которых складывается аромат белого вина.

>>
14.11.2022 15:30:00

…порошок безопасного трехкомпонентного сплава Nd2Fe14B при внесении в горелку дает фонтан длинных искр, каждая из которых со временем становится ярче и порождает пучки новых искр…

…приматологи получили первые свидетельства длительных социальных отношений между шимпанзе и гориллами в дикой природе

…низкие концентрации хлорида цетилпиридиния, входящего в состав некоторых ополаскивателей для рта, уничтожают вирус SARS-CoV-2, разрушая его липидную мембрану


>>
10.11.2022 14:00:00

Можно ли что-то противопоставить засухе и защитить посевы? Неожиданное решение придумали ученые из Института физико-химических исследований в Японии. Они предлагают добавлять в почву этиловый спирт.

>>
08.11.2022 15:30:00

Менделеев считал, что углеводороды образуются в мантии Земли из неорганического углерода и водорода на сверхбольших глубинах. С начала ХХI века в разных лабораториях мира физики проводят эксперименты, подтверждающие эту идею.

>>
02.11.2022 12:00:00

Однажды на мероприятии в Белом доме директор компании Goya Foods хвалебно отозвался о президенте Дональде Трампе, после чего в соцсетях сразу появились призывы объявить этой фирме бойкот. Эту историю, которая описывается научным понятием «политический консьюмеризм», исследовали ученые из Школы прикладной экономики и менеджмента Корнеллского университета.

>>