Рекордные швейцарские обороты

А. Мотыляев
pic_2009_06_19.jpg
Двигатель-миллионник выглядит довольно скромно. А составить представление о том, из чего он сделан, можно, рассматривая разобранный на части двигатель-предшественник с 500 тыс. оборотами в минуту

Один миллион сто тысяч оборотов в минуту — до такой скорости осенью 2008 года раскрутили ротор своего двигателя швейцарские инженеры под руководством профессора Йохана Колара из Федерального института технологии (Eldgenössische Technische Hochschule) в Цюрихе. Потом у двигателя расплавились подшипники. Так был побит поставленный теми же швейцарцами два года назад рекорд — 500 тыс. оборотов в минуту.

Мощность рекордного двигателя, правда, невелика — 100 Вт, а размер крошечный — несколько сантиметров. Предыдущей модели, той самой, с 500 тыс. оборотов, инженеры уже нашли применение: она станет поддерживать давление внутри экспериментального робота-самолета «Солнечный импульс». Этот робот, оснащенный лишь солнечной батареей, совершит кругосветное путешествие без посадок на высоте до 12 километров, поднимаясь днем повыше, а ночью спускаясь пониже. Здесь использовали как раз миниатюрность двигателя и его малый вес. Зачем еще могут быть нужны двигатели с такими огромными скоростями вращения?

Самое главное применение — сверление сверхмалых дырочек. Оказывается, в микроэлектронике есть серьезная проблема контактов: на многих микросхемах их сотни, размер же микросхем все время падает. Значит, и размер дырочек, в которые нужно вставлять контакты, тоже должен быть малым. Сейчас удается сверлить отверстия диаметром 75 мкм. Чтобы уменьшить его до 10 мкм, нужен либо дорогостоящий лазер, либо дрель с двигателем, способным обеспечить скорость миллион оборотов в минуту.

Малые дырочки другого типа сверлят в человеческих зубах. До сих пор высокую скорость вращения обеспечивают пневматические буры, скорость которых сложно регулировать. Помещающаяся в ладони дрель с миниатюрным электродвигателем, способным по желанию врача и ускоряться до 500 тыс. оборотов в секунду, и замедляться, сильно изменит представления стоматологов и их пациентов о борьбе с кариесом.

Следующее применение — автомобиль. Для экономии топлива и его полного сгорания нужно уменьшать размер двигателя и использовать турбонаддув. А чем меньше двигатель, тем

меньше и быстрее должна быть турбина, обеспечивающая этот наддув. Миниатюрный сверхскоростной двигатель турбины — незаменимая деталь автомобиля ближайшего будущего. Он же понадобится и в водородном топливном элементе, который все время надо проветривать.

Сверхскоростной двигатель позволяет создавать и миниатюрные газовые турбины. Они нужны не для движения, а для генерации электричества. А оно, в свою очередь, требуется для питания миниатюрных роботов, а также современного солдатского электрооборудования — всевозможных прицелов, передатчиков, навигаторов, кондиционеров и прочих полезных принадлежностей, суммарная мощность которых уже превысила 100 Вт. Микротурбина с 500 тыс. оборотов в минуту гораздо легче соответствующего комплекта батареек.

Ну и наконец, системы хранения энергии с использованием маховиков. Двигатель с 300 тыс. оборотов в минуту обеспечит мощность в 100 Вт —этого хватит для питания малого спутника на околоземной орбите.

Чтобы добиться рекордного миллиона оборотов в минуту, швейцарские инженеры применили максимум изобретательности, которая обеспечила кажущуюся простоту конструкции. Ротор их двигателя — намагниченный в поперечном направлении стержень диаметром 1,7 мм из сильного магнитного сплава SmCo5. Для защиты от разрушения его поместили в оболочку из титана. Оптимальный внутренний диаметр статора из аморфного железа составил 5,3 мм. Удачная схема обмоток позволила обойтись без датчиков для контроля за смещениями ротора — эти данные получались автоматически. Зато управляющая и силовая электроника заставила авторов работы повозиться.

Сейчас в экспериментальном двигателе применены обычные подшипники. А в будущем планируется переход на комбинированный безопорный подвес. В начале движения это будет магнитный подвес, а затем к нему добавится аэродинамический. Оно и понятно: мало какие подшипники способны долго выдерживать столь гигантские скорости вращения.

Не надо думать, что планы швейцарцев ограничиваются маломощными двигателями. Они уже сделали двигатель киловаттной мощности с 500 тыс. оборотов в минуту. Диаметр его ротора побольше — с тонкую шариковую авторучку. Сейчас они конструируют киловаттный двигатель-миллионник. Не исключено, что такие мощные и в то же время миниатюрные двигатели при серийном производстве совершат революцию в машиностроении. Во всяком случае, малое предприятие для внедрения своих сверхдвигателей инженеры из Цюриха уже создали.

Подготовлено по материалам статьи «Mega-Speed Drive Systems: Pushing Beyond 1 Million RPM», любезно предоставленной Йоханом Коларом.

Разные разности
Пишут, что...
…космический телескоп Джеймс Уэбб, наблюдавший за окружающей средой двух молодых протозвезд, обнаружил на крошечных частичках ледяной пыли многочисленные сложные органические молекулы… …газообразный водород из гидротермальных источников превра...
Раскрыт секрет синего цвета фруктов
Давно известно, что черника и другие ягоды в действительности содержат только красные красители в мякоти и кожуре. Но тогда откуда берется такой красивый сине-голубой цвет черники и голубики? Ученые решили присмотреться к поверхности кожуры ягод черн...
Почему у собак глаза темнее, чем у волков
У большинства домашних собак глаза темно-коричневые. А вот если мы посмотрим на волков, то увидим другую картину — их глаза ярко-желтые. Куда же делся ярко-желтый волчий цвет? Этим вопросом задались японские ученые и решили докопаться до истины.
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.