Реальность, исправленная и дополненная

Виктор Вагнер
(«ХиЖ», 2016, №10)

s20161022 vagner.jpg

На фото: благодаря работе инженеров из Фраунгоферовского института телекоммуникации и Института Генриха Герца человек, надев очки виртуальной реальности, увидит далекого собеседника так, будто он находится рядом, и даже сможет обойти вокруг него. Подробности см. в рубрике «В зарубежных лабораториях»

Этим летом многие люди, никогда не слышавшие о технологиях «дополненной реальности», узнали о ней в подробностях, столкнувшись с широкомасштабным освещением в прессе игры Pokemon Go. Сама игра не представляет собой ничего особенно революционного. Ну, показываются на экране мультяшные персонажи поверх изображения, взятого с камеры телефона, так этот прием — совмещение натурной съемки и мультипликации — применялся еще в фильме «Путешествия Гулливера» 1977 года и в гораздо более известном «Кто подставил кролика Роджера», вышедшем на 11 лет позже.

Игра для смартфона, в которой нужно перемещаться по реальному миру, чтобы попасть в нужную игровую локацию, тоже изобретена не в этом году. Непосредственный предок Pokemon Go — Ingress [1] скоро отметит свое четырехлетие. Но за четыре года эта игра собрала по всему миру не более 8 миллионов поклонников, в то время как охотиться на покемонов за несколько месяцев попробовали более полумиллиарда человек. Вот что значит правильно проведенная рекламная кампания.

Игра Pokemon Go познакомила широкую публику с идеей дополненной реальности — то есть ситуации, когда человек смотрит не на окружающий мир, а на доработанную компьютером картинку окружающего мира. Эта технология разрабатывалась начиная с 60-х годов прошлого века отнюдь не для игровых применений. Одними из первых образцов дополненной реальности были прозрачные дисплеи, в которых информация проектировалась на стекло кабины самолета или шлема космонавта. Они позволяли людям, которые не могут отвлечься, чтобы посмотреть на экран, получать информационную поддержку компьютера прямо в поле зрения.

Уже более 30 лет занимается разработкой технологий дополненной реальности английский ученый Стив Манн, хозяин блога eyetap.blogspot.de. Для него использование этой технологии скорее необходимость, чем просто увлечение, поскольку он — инвалид по зрению. Очки с видеокамерами и экранами дают ему возможность вести практически полноценный образ жизни, особенно с тех пор, когда развитие микроэлектроники сделало носимый компьютер достаточно легким. Технологии Стива Манна позволяют не только дополнять реальность, но и корректировать ее, например блокировать рекламу, размещенную на рекламных щитах, и использовать освободившееся место в качестве окон для обмена сообщениями с приятелями.

Сейчас подобная корректировка реальности доступна не только энтузиастам, самостоятельно долгие годы разрабатывающим сложные программы распознавания образов, но и любому пользователю смартфона. Программа Google Translate способна находить на изображении, снимаемом камерой смартфона, тексты на нескольких десятках иностранных языков и переводить их на понятный пользователю язык, сохраняя исходные цвет и шрифт.

Некоторое время назад Google активно тестировала очки Google Glass, которые были как раз ориентированы на приложения дополненной реальности, хотя, в отличие от носимого компьютера Стива Манна, пользователь смотрел на мир через обычное стекло, а экран находился на периферии поля зрения. В начале прошлого года этот проект был тихо закрыт.

У этих систем дополненной реальности есть та проблема, что они по самой своей природе вынуждены вести непрерывную видеосъемку (а часто и видеозапись) окружающего мира. Профессор Манн несколько раз попадал в ситуации, когда у него в грубой форме требовали отключить компьютер или прекратить видеосъемку, и не помогало даже предъявление справки от врача, что этот компьютер фактически является медицинским протезом [2]. Продажа Google Glass во многих странах (в том числе и в России) попадает под архаичные законы, запрещающие торговлю средствами скрытого наблюдения.

Дополненная реальность необязательно должна быть видимой. Она может быть, например, слышимой. Сейчас уже есть наушники с активным шумоподавлением, и разрабатываются наушники, которые пытаются выделять из шума важный сигнал и пропускать его к ушам владельца [3].

Совершенно необязательно ограничивать понятие «дополненная реальность» системами, которые анализируют и дополняют изображение с видеокамеры. Можно применять и любые другие способы, с помощью которых компьютер может получить информацию о реальности, чтобы выдать хозяину полезную информацию о ней. Например, тот же Ingress использует приемник GPS, чтобы решить, находится поблизости игровой объект или нет.

Если мы считаем это условие достаточным, то в область дополненной реальности попадают все автомобильные навигаторы, особенно предлагающие трехмерный вид города. А это значит, что дополненная реальность не туманное будущее, а технология, прочно обосновавшаяся в нашей жизни. Все проблемы, связанные с неактуальностью карт, ошибками GPS и т. д., нашей цивилизацией уже пройдены на протяжении последнего десятка лет: мы учимся жить с ними, ищем подходы к решению.

Еще к дополненной реальности, вероятно, можно отнести квадратики QR-кодов, которые печатаются на рекламных плакатах, вывесках архитектурных памятников и прочих объектах в реальном мире и позволяют мгновенно перейти от рассматривания этого объекта к соответствующему сайту в Интернете.

Интересная особенность дополненной реальности состоит в том, что любая ее технология моментально превращается в социальную сеть. Это касается не только многопользовательских игр вроде Pokemon Go и Ingress или специально разработанных сервисов рекомендаций, например Foursquare. Даже такое, казалось бы индивидуалистическое приложение, как Яндекс.карты, моментально обросло возможностями оставить сообщение для других водителей, проезжающих мимо данной точки.

Эту возможность сейчас пытаются использовать и гиганты социального сетестроения — например, Facebook, который за счет того, что многие люди пользуются им с мобильных телефонов, тоже способен отслеживать положение пользователей в пространстве. Теперь Facebook рекомендует добавить в друзья людей, которые посещают те же самые места, что и вы. Иногда это приводит к конфузам, например неожиданно оказываются раскрыты имена тех, кто посещает одного и того же психотерапевта. Если бы это сделал психотерапевт, это было бы нарушением профессиональной этики. А социальная сеть не знает, что приемная психотерапевта — такое специальное место, где люди хотят сохранить инкогнито, и что не надо его посетителей знакомить между собой.

Возможно, в ближайшее время мы увидим вал приложений, связанных с дополненной реальностью. Поскольку уже сейчас у очень многих людей есть смартфоны, оснащенные камерами, GPS-приемниками и датчиками ускорений, для того, чтобы создать такое приложение, нужно только написать программу. И скорее всего, большая часть этих приложений будет облегчать общение людей. Видимо, главное, чего современным горожанам не хватает в обычной реальности, это внимания других людей, возможности общения с теми, кто находится рядом в пространстве, на той же улице.



1. https://www.ingress.com

2. http://eyetap.blogspot.ru/2012/07/physical-assault-by-mcdonalds-for.html

3. https://thenextweb.com/gadgets/2016/08/01/amazon-patents-noise-canceling-headphones-that-let-you-hea...

Разные разности
Мозг — предмет темный
В 2014 году стартовал десятилетний международный проект BRAIN. Он ставил перед собой заоблачную цель — полностью картировать мозг человека. Полного картирования пока не получилось, только отдельных фрагментов, и в 2022 году было о...
Китай обставил США
В начале XXI века США лидировали в подавляющем большинство исследований в области прорывных технологий. Однако на исходе первой четверти XXI века ситуация резко изменилась. На первое место в мире по научному вкладу в большинство передо...
Пишут, что...
…согласно новой оценке, растения по всему миру поглощают примерно на треть больше CO2, чем считалось ранее… …скорость измерения «вибрационного отпечатка» молекул с помощью рамановской спектроскопии увеличена в 100 раз…. …бедствие в виде...
Прозрачная мышь
Раствор, делающий живую кожу обратимо прозрачной, создали биоинженеры и материаловеды. Исследователи в эксперименте втирали водный раствор тартразина в пузико лабораторной мышки. И этот участок кожи через несколько минут превращался в прозрачный иллю...