Все жители крупных городов уже понимают, что вместить столько личных автомобилей, сколько в городе живет и работает людей, ни один город не может. Власти вводят платную парковку или ограничивают право ездить по городу: по четным дням — машины с четными номерами, и наоборот. Но всем ясно, что это полумеры.
В Голландии сделали ставку на велосипеды. Однако, как показывает практика, это может отсрочить, но не одолеть проблему. В Амстердаме, где большая часть жителей ездит на работу на велосипедах, уже и для велопарковок не хватает места [1]. Пусть на площади, которую занимает один автомобиль, можно запарковать десять велосипедов, но ведь речь идет о сотнях тысяч двухколесных машин.
К тому же оказалось, что многие голландцы вынуждены держать два велосипеда. Один, чтобы доехать от дома до ближайшей железнодорожной станции, второй — от другой железнодорожной станции до работы. Потому что если каждый пассажир потащит в вагон велосипед, места в электричке для всех не хватит.
Общественный транспорт — тоже не выход. Всегда остается последняя миля от ближайшей остановки транспорта до места назначения.
Для того чтобы полностью решить транспортную проблему в городах, нужен транспорт, который можно взять с собой в вагон электрички или автобус, унести с улицы в дом или офис, сдать в гардероб вместе с курткой. И современная техника предлагает достаточно разнообразные решения в этой области. Вопрос в том, какие из этих устройств могут претендовать на роль личного транспорта, а какие навсегда останутся спортивными снарядами, приспособлениями для развлечения.
Самое простое из транспортных средств такого рода — складной самокат. Нельзя сказать, что это новомодное изобретение. Дети катаются на самокатах уже как минимум полвека, а то и век. Конечно, современные материалы привели к кое-каким усовершенствованиям, но общий принцип остался неизменным: водитель отталкивается от земли ногой.
На самокате можно ехать по городу примерно вдвое быстрее пешехода — километров 10 в час, правда, физическая нагрузка заметно больше, чем при неспешной ходьбе. Кроме того, у самокатов достаточно большие колеса, до 20 сантиметров: это особенно актуально из-за моды на тротуары, покрытые вместо асфальта плиткой с довольно широкими швами.
Поскольку у простого самоката нет мотора и аккумулятора, он не боится грязи и сырости. Тем не менее проехать по грунтовой дороге на складном самокате вам вряд ли удастся, у его узких шин очень высокое давление на дорогу, поэтому, если вместо асфальта или плитки под колесами внезапно окажется земля, вы рискуете полететь носом через руль. Бывают самокаты с широкими и даже с надувными колесами, так называемые внедорожные, но их почему-то не делают складными, что фактически лишает их смысла как транспорт и превращает в исключительно спортивный инвентарь. Такой самокат уже не сложишь в рюкзак и не сядешь с ним в метро или автобус.
Существуют и электросамокаты самых разных весовых категорий. Но тут сразу возникают две проблемы. Во-первых, электрика боится сырости. Во-вторых, аккумуляторы — тяжелые. С пятнадцатикилограммовым агрегатом под мышкой в переполненный автобус не очень-то залезешь. Впрочем, развитие техники приводит к тому, что аккумуляторы становятся все более легкими и емкими. Сейчас выпускаются электросамокаты весом в 10 килограммов. Для крепкого тренированного спортсмена это уже посильный вес дополнительной ручной клади. Но с другой стороны, зачем крепкому тренированному спортсмену электросамокат? Он и своими ногами толкаться может.
Статья про складные велосипеды в Википедии [2] оценивает максимальный вес складной машинки, пригодный для повседневного использования, в 6 килограммов и время складывания (не считая упаковки в чехол) — в 20 секунд.
Скейтборды и роликовые коньки, на мой взгляд, перспектив в качестве транспорта не имеют. С одной стороны, у них слишком маленькие колесики. По слегка неидеальному асфальту уже не проедешь. С другой — прыжки через бордюры на скейтборде требуют несколько большей спортивной подготовки, чем втаскивание самоката за руль на тот же бордюр. А коньки слишком долго снимать-надевать.
Развитие электроники подарило нам новые виды транспорта — моноколесо и гироскутер. Эти устройства управляются компьютером, который стремится обеспечить устойчивость. Поэтому если ездок наклоняется вперед, машина начинает ехать вперед, отклоняется назад — тормозит, вправо-влево — поворачивает.
Когда я впервые увидел на улице человека на моноколесе на московской улице, то очень удивился: «Что за циркач?» Я не понимал, как на этом можно держать равновесие и ехать. Потом Евгений Золотов опубликовал в журнале «Компьютерра» серию статей [3] об этом виде транспорта. Прочитав их, я пришел к выводу, что моноколесо довольно перспективно. Самое главное, диаметр колеса тут чуть ли не вдвое больше, чем у самоката, а значит, преодолимы более плохие дороги. И складывать ничего не надо, спрыгнул с устройства, подхватил его за специальную ручку и пошел в здание или в вагон.
Но гиростабилизированный транспорт принципиально не работает без электричества, поэтому с точки зрения закона он может быть отнесен к транспортным средствам с механическим двигателем. Золотов в своей серии останавливается на проблемах, которые возникают в связи с этим, например, в Англии. По английским законам транспортное средство с двигателем не может ездить по тротуару. А чтобы оно могло ездить по проезжей части, необходимо пройти сертификацию на безопасность, установить габаритные фонари, а водитель должен получить права соответствующей (еще не изобретенной) категории. В результате гироциклы оказываются вне закона везде в городе. Самокатам (без электродвигателя) и скейтбордам проще, они приравнены к пешеходам.
Перспективы двухколесных гироциклов (с двумя колесами на одной оси), на мой взгляд, гораздо хуже. Большие модели, вроде широко известного SegWay, занимают на дороге много места и не могут рассматриваться как что-то, что можно сложить и унести в руках. Маленькие модели, распространившиеся в последнее время, имеют размеры примерно со скейтборд, но существенно тяжелее из-за аккумулятора, а по проходимости заметно уступают самокату. Так что это, похоже, скорее спортивный снаряд, как и скейтборд.
Не исключено, что в нишу компактного транспорта в ближайшее время снова ворвется велосипед, который мы с самого начала исключили как слишком большой и требующий парковки. Сейчас появляются складные велосипеды, достаточно легкие и компактно складывающиеся, чтобы их можно было таскать с собой, но в то же время сохраняющие типичные параметры велосипедной передачи, которая позволяет даже не слишком тренированному человеку ехать со скоростью 20 километров в час.
Заполнятся ли наши города в ближайшее время самокатами, моноциклами и тому подобными транспортными средствами? Москва в общем-то уже начинает. За те 15 минут, которые я трачу на то, чтобы доехать на самокате на работу, я встречаю минимум еще двух самокатчиков. А в офисе нашей небольшой фирмы рядом с вешалкой для пальто, бывает, и четыре самоката стоят. И я не вижу никаких причин, по которым эта тенденция прекратилась бы. С одной стороны, развитие технологий будет и дальше радовать нас более прочными конструкционными материалами, более легкими аккумуляторами, более умными системами поддержания равновесия. С другой — чем больше мы видим на улицах людей на самокатах и гироциклах, тем проще нам преодолеть психологический барьер перед тем, чтобы самим на что-то такое взгромоздиться.
2. https://en.wikipedia.org/wiki/Portable_bicycle