«Химия и Жизнь», Сентябрь 2022

В номере:

Атака дроидов. Эпизод 0: подготовка
С.М. Комаров
Все ли готово для войны роботов, войны идущей как и с их помощью, так и между ними? Когда на окопы обрушится волна каких-нибудь робособак? Этот день еще далек. Пока что роботы-убийцы — это штучный и дорогой товар. Абы на кого они не нападают.
Робот и мораль
С.М. Комаров
А что же прогрессивное человечество? Оно вообще-то согласно, что роботы выслеживают и убивают людей, пусть и при участии оператора, а в скором времени, обретя искусственный интеллект высокого уровня, станут это делать по собственной воле, если можно вести речь о наличии воли у машины?
Мягкий и пористый
Результаты: астрофизика
Изучение небольших околоземных астероидов стало одним ведущих направлений современных исследований космоса. Американский космический зонд OSIRIS-Rex в следующем году привезет грунт астероида Бенну. Взятие пород его поверхности позволило оценить их прочность и пористость, а также высказать предположение о механизме образования самого астероида.
Террасы на астероиде
Результаты: астрофизика
Вблизи астероида Бенну чуть больше полукилометра диаметром космический зонд OSIRIS-REx находился с 2018 по 2020 год. За это время с помощью видеокамер и лазерного локатора ученые создали подробную цифровую карту малого небесного тела. Детальный анализ карты показал существование террас, то есть многочисленных ступеней рельефа, примерно параллельных широте.
Планета? Нет, звезда
Результаты: астрофизика
Первые планеты вне Солнечной системы были найдены три десятилетия назад. Сейчас астрофизики достоверно знают о существовании пяти тысяч экзопланет, большинство из которых открыл специализированный космический телескоп Кеплер. Недавно в астрономическом журнале США появились работа, в которой астрономы Массачусетского технологического института сообщают, что несколько из этих планет на самом деле маленькие звезды.
Трехмерная система
Результаты: астрофизика
Астрометрия - один известных способов обнаружения двойных звезд и экзопланет. Если планета существует в двойной звездной системе, то никакой другой метод не позволит полностью восстановить взаимное расположение орбит всех трех тел системы. Недавно открытая планета у двух звезд GJ 896A и GJ 896B движется в направлении, противоположном обращению звезд-компаньонов. Это первый случай обнаружения такой орбитальной конфигурации в компактной двойной звездной системе.
Самая тяжелая звезда
Результаты: астрофизика
Астрономы до сих не понимают, как образовались самые массивные звезды, те, масса которых более чем в сто раз превышает массу Солнца. Такие гиганты обычно находят в центрах самых плотно заселенных звездами кластеров. Недавно на восьмиметровом телескопе международной Южной обсерватории Джемини наблюдатели получили лучшее на сегодняшний день изображение R136a1. Это самая массивная из известных астрофизике звезд, которая находится на расстоянии около 160 тыс. световых лет от Земли.
Художественная биология
Биолог Дэвид Гудселл, научный сотрудник Скриппсовского исследовательского института в Ла-Хойе, рисует биологические структуры. Причем старается, чтобы они выглядели не объектами научного исследования, а произведениями искусства, продуктом фантазии художника. Зачем он это делает?
Ожирение, деменция и кетогены
Полуоткрытая статья
В последние десятилетия медики неустанно нам объясняли, что жиры, особенно насыщенные, увеличивают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Люди, озабоченные своим здоровьем, вняли этим увещеваниям и перешли на углеводы. С этого времени началась эпидемия ожирения и сахарного диабета 2-го типа, при этом сердечно-сосудистые заболевания никуда не делись, потому что лишний вес и диабет их провоцируют. И что делать, спрашивается? Оказывается, переходить на жиры. Чтобы оценить аргументы сторонников этой идеи, совершим кратчайший экскурс в биохимию.
Гибридизация — это нормально?
Е. Котина, О. Нестеренко
Как часто в природе скрещиваются разные виды животных? Намного чаще, чем можно предположить, причем у птиц межвидовая гибридизация, по-видимому, более распространена, чем у млекопитающих.
Лопух, он же репей
Сентябрь — время копать лопухи. К осени их корни вырастают до полуметра, а то и больше, в толщину достигают шести сантиметров и весят 100—250 г. В них много питательных и полезных веществ, но только пока лопух не зацвел. Корни у лопухов сладкие и съедобные. Молодые листья и черешки тоже едят, их добавляют в супы и салаты. Сырой лопух немного горчит, поэтому возбуждает аппетит. Кроме того, лопух — целебное растение.
Большая Желтая река. Урок практической географии
Спросите учителя
Л.Е. Перлов
Страшный сон школьника — географическая номенклатура. Еще страшнее — необходимость не просто выучить десятки названий, но и обозначить весь этот кошмар на контурной карте. И при этом не перепутать горы с реками, а города — с проливами. Зубрить все это, как правило, очень скучно. Кажется, что какой-либо логики в номенклатуре не просматривается. Однако так ли это?
Можно ли придумать психологию?
Л.А. Ашкинази
Согласно энциклопедии, психология — это научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Она включает в себя фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую психические явления в естественных условиях, и практическую психологию — применение психологических знаний на практике. Прикладная и практическая психология — важный элемент жизни и литературы, причем в фантастике — это психология инопланетян и роботов. Отличается ли она от нашей с вами, может ли отличаться, и чем именно?
Наличные болезни
Диагностикум
А. Гурьянов
В прошлом номере мы рассказали о висцеральной практике. Это новый раздел медицины, созданный выдающимся врачом, нашим современником Александром Тимофеевичем Огуловым. Висцеральная терапия включает в себя не только методы естественного оздоровления, но и всесторонне разработанную безынструментальную диагностику заболеваний. Начнем знакомиться с некоторыми ее элементами.
Кот и Фламинго
Татьяна Тихонова
Дождь всю ночь стучал по карнизу, шлепал по лужам на полу в кухне. От карниза когда-то остался лишь оплавленный кусок железа. От кухни — терраса с видом на пустынную улицу. Улицу расчистили давно, как только выбрались наверх из укрытий, подвалов и колодцев...
Кошмар Джеймса Уэбба
Короткие заметки
Телескоп «Джеймс Уэбб» ведет наблюдения Вселенной начала времен, астрофизики расшифровывают данные, а космологи смотрят на результат и, похоже, приходят в ужас. Кошмаром, открывшимся космологам, воспользовались маргиналы от науки и повели подкоп под святое: Большой Взрыв. В чем суть скандала?
Заморозим полюса!
Короткие заметки
Американские энтузиасты во главе с независимым исследователем Умангом Бхаттараи проанализировали идею создания теплоотражающего экрана над полюсами Земли для борьбы с глобальным потеплением.
Снимай меня