Планета трех солнц?

Александр Гурьянов

Изучение экзопланет – одна из самых активно развивающихся областей астрономии и, пожалуй, самая популярная у широкой публики. Уже открыты тысячи планет у других солнц. Найдены системы, аналогичные Солнечной. Найдены системы много ее большие или меньшие по размерам и числу планет. Выявлены планеты, обращающиеся вокруг двух звезд.

Увидеть экзопланету в телескоп удается редко, таких удач всего десятки. Большинство же ученые нашли косвенными способами, а затем подтвердили другими непрямыми методами. Согласно основной догме современной астрономии, все экзопланеты рождаются вокруг своих звезд из газопылевых облаков.

Только что предпринята попытка «на кончике пера» открыть экзопланету, обращающуюся сразу вокруг трех звезд. Сделали это семь ученых из Невадского университета в Лас-Вегасе под руководством доктора Джереми Смоллвуда. Они обратили внимание на иерархическую систему трех звезд GW Orionis, которая удалена от Земли на 1300 световых лет. Подобные гравитационно связанные звезды не редкость, почти половина небесных светил имеет одну или нескольких компаньонок.

Систему досконально изучили с помощью комплекса радиотелескопов, так называемой Атакамской большой антенной решетки миллиметрового и субмиллиметрового дипазонов (АЛМА). Оказалось, что тройную звезду окружают три протопланетных пылевых диска, что косвенно свидетельствует о возможности образования планет в системе. Плоскости всех трех дисков не совпадают, а между первым диском и остальными, на расстоянии в сто астрономических единиц от тройной звезды, существует широкая полоса без пыли.

Расчеты показали, что гравитационные поля звезд при существующих параметрах не смогут привести к образованию полосы. Создать ее смогло бы поле массивной планеты вроде Юпитера или поля нескольких таких планет. А возникновение разделяющей полосы и привело к разориентации плоскостей оставшихся дисков пыли. Ученые надеются, что в ближайшие месяцы с помощью все той же АЛМА им удастся если не обнаружить искомую планету, то хотя бы найти косвенные подтверждения ее существования. Доктор Смоллвуд полагает, что такой успех стал бы прямым доказательством общепринятых теорий планетообразования, которое идет гораздо активнее, чем считают его коллеги.

(Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, т. 508, вып. 1, с. 392, 2021)