Нашлась звезда, пропавшая в XII веке!

Александр Гурьянов

История астрономии полна непонятных явлений и странных наблюдений. Достаточно назвать каналы на Марсе, вспышки на Луне, полеты малых тел над нею. Одна из подобных загадок – появление и пропажа звезды, наблюдавшейся китайскими и японскими астрономами в XII веке. Записи восточных астрономов указывают ее положение на небе, свидетельствуют, что она была такой же яркой, как планета Сатурн, и оставалась видимой около полугода; современные астрономы назвали ее SN1181.

Однако происхождение этой сверхновой оставалось загадкой. До сих пор не было найдено уверенных подтверждений останков ее взрыва. Всего в последнем тысечелетии астрономы наблюдали пять ярких сверхновых звезд Галактики, первую из них – в 1006 году. Четыре давно идентифицированы, все они взорвались в Крабовидной туманности созвездия Тельца.

Только что группа шести астрофизиков из Гонконга, Англии, Испании, Венгрии и Франции, возглавленная профессором Альбертом Зийлстра из Манчестерского университета, опубликовала статью, в которой разрешила загадку SN1181: в нужной области неба ученые обнаружили туманность Pa30. Это слабо видимое, быстро расширяющееся газопылевое облако, окружающее звезду Паркера, одну из самых горячих звезд Млечного Пути.

Скорость расширения туманности составляет 1100 км/с. А это значит, что с момента взрыва прошла примерно тысяча лет. Положение звезды Паркера с точностью до нескольких градусов совпадает с данными древних астрономов.

Ранее астрофизики предполагали, что звезда и ее туманность возникли в результате слияния двух звезд типа белый карлик. Это должно было бы привести к рождению неяркой сверхновой относяшейся к типу Iax, второй из найденных в нашей Галактике. Такие медленно тухнущие звезды составляют всего десятую часть общего числа сверхновых и еще недостаточно поняты астрофизиками. По-видимому, SN1181 принадлежала к этому типу. Астрофизики считают, что комбинация положения, возраста, яркости и длительности свечения однозначно доказывает происхождение древней сверхновой.

(The Astrophysical Journal Letters, т. 918, № 2, с. L33, 2021, полный текст)