«Химия и Жизнь», Февраль 2021

В номере:

Хуторецкий В.М.
  Проблемы и методы науки

Статья «Газообразный фосфин в верхних слоях облаков на Венере», опубликованная в журнале «Nature Astronomy» 14 сентября 2020 года Джейн Гривс, Сарой Сигер и коллективом соавторов, вызвала настоящий ажиотаж — число ее просмотров за первую неделю достигло 327 тысяч и продолжает расти до сих пор. Нечто подобное я видел, только когда выходил очередной том «Гарри Поттера», но чтобы такой взрыв интереса к научной работе? Ведь профессиональных астрономов на свете всего около 10 тысяч. Об этой статье и горячих научных дебатах, развернувшихся вслед за ее появлением, этот рассказ.

Результаты: алгоритмы и роботы

Группа ученых предложила новый метод детектирования корональных дыр Солнца с помощью искусственного интеллекта.

Результаты: алгоритмы и роботы

Для выявления видеообманов («дипфейков») уже созданы специальные программы-детекторы. Обычно они отслеживают лица персонажей и анализируют их с помощью обученных нейронных сетей на предмет несоответствий. Однако и детектор можно обмануть.

Результаты: алгоритмы и роботы

Сриниваса Рамануджан поражал современников своими математическими озарениями в теории чисел. Его именем названа компьютерная программа, которая с помощью ИИ реализует систематический подход к поиску соотношений между известными константами. Программа имитирует интуицию математика и посредством вычислительных алгоритмов безо всяких априорных предположений получает гипотезы о соотношениях между числами.

Результаты: алгоритмы и роботы

Международная группа из пятнадцати исследователей недавно опубликовала анализ третьего издания каталога переменных звездных источников Zwicky Transient Facility. С помощью нескольких алгоритмов машинного обучения ИИ ученые провели поиск кандидатов в аномалии.

Результаты: алгоритмы и роботы

Недавно команда трех ученых из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории Министерства энергетики США обнародовала свой подход к управлению зданиями на основе ИИ.

prev_2021_02_14.jpgСо времени открытия гадолиния Шарлем де Мориньяком прошло уж более 140 лет. Интересно, что этот элемент оказался первым, которому дали имя ученого — Иоганна Гадолина, члена-корреспондента Петербургской академии наук, а также академика Шведской и Ирландской королевских академий наук; он много сделал для изучения редких земель. Этот металл занял свое место в ряду лантаноидов. Давным-давно выяснили, что он обладает сильнейшим ферромагнетизмом, его соли могут сильно охлаждаться при распаде магнитного порядка, а тепловые нейтроны прямо-таки притягиваются ядром гадолиния и охотно в него врезаются, физики называют это большим сечением захвата, и по его размеру у гадолиния нет соперников. Последний раз мы рассказывали про него в 1971 году. С тех пор в судьбе этого элемента случилось немало изменений.

Квашнин А.Г.

Человек постоянно имеет дело с различными материалами и обрабатывает их, в том числе режет и шлифует. Чтобы резать какой-то материал, нужно вещество, которое тверже его. Именно поэтому в технике и физике так велик интерес к твердым и сверхтвердым материалам. Причем не просто твердым, а способным сохранять свои свойства при высоких температурах, поскольку при резании все нагревается — и то, что режут, и то, чем режут.

Девятнадцатого февраля 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения Августа Шлейхера (1821—1868) — человека, который начал изучать эволюцию языков привнеся в лингвистику принципы естественных наук.

Проблемы и методы науки

Мальчики — будущие защитники Отечества. Говорят, что перед войной их рождается больше. На самом деле это неправда, но связь между мужской рождаемостью и войнами есть. Эта статья о том, как обстоятельства жизни влияют на соотношение полов.

Результаты: биохимия

Ученые из Университета Южной Калифорнии (США) в сотрудничестве с коллегами из разных стран исследовали, как влияют инъекции MOTS-c (mitochondrial open reading frame of the 12S rRNA type-c) на физическую активность мышей.

Результаты: биохимия

Ученые из Северо-Западного университета в Чикаго (США) исследовали, как влияет транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) гиппокампа на формирование памяти на текущие события.

Результаты: биохимия

Исследователи из Хельсинкского Университета и Института Жака Моно открыли молекулярный механизм миграции клеток. Это позволит ученым найти лекарство, останавливающее миграцию раковых клеток, что повысит шансы на благополучное лечение онкологических заболеваний.

Результаты: биохимия

Исследователям из университета Сиднея удалось «увидеть» переносчик глутамата и понять, как он переносит вещество. Сделали они это при помощи криогенной электронной микроскопии, которая позволяет «рассмотреть» строение молекул вплоть до атома.

Когда жители Северного Таиланда хотят восстановить иссякающие силы, они едят куриный суп с травами. Однако тайцы общеукрепляющие свойства блюда приписывают не курице, а травам, в том числе одной под названием хунфэнцай. Это растение родом из Юго-Восточной Азии, и у него много имен. В Малайзии его называют самбунг ньява унгу, в Китае — гуаньиньсянь и цзыбэйцай, в Индии — кусумби, в Японии — хандама, в США и в Европе — окинавский шпинат и окинавский салат, а по-латыни — гинура двухцветная Gynura bicolor.

Курлаев Е.А.

Не часто на наших глазах рождается новое научное направление, в перспективности которого мы уверены. Сейчас именно такой случай. Речь идет о промышленной археологии. С естественными для нового направления проблемами самоопределения, нахождения своего места в ряду наук, со своими проблемами и достижениями. Начнем мы, однако, не с определения, а с определения места. Ведь первый вопрос археолога — где копать?

Татьяна Левченко

Полдня пути от Северки остались за спиной. Начало темнеть, но разбитый в пыль Сибирский тракт казался белым. Лес расступился, дорога вывела к развилке. Никита задумался. Свернуть налево, попытать счастья на Хрустальной Горе? Недалеко, и ночлег искать надо. Вон туча с юга ползет, зарницы сверкают. Да говорят, что хозяин карьера на Хрустальной — упырь. То не диво, конечно, все хозяйчики пьют кровь у работников, так или иначе. Может, оно и к лучшему, что люди про то знают, и много упырь не выпьет. Или податься на Крылатовский рудник?

А.Г.

В середине прошлого века английский писатель-фантаст Артур Кларк опубликовал знаменитый рассказ «Девять миллиардов имен бога». Впоследствии его много раз переиздавали, включали в сборники лучших произведений автора и мировые антологии фантастических рассказов.

Как в любом выдающемся литературном произведении на вечные темы люди с самыми разными взглядами на жизнь находили и находят в нем близкие им идеи. Или, наоборот, идеи, полностью противоречащие их убеждениям. Короткий рассказ Кларка может послужить своего рода зеркалом, способным выявить и отразить существо мировоззрения его читателя. Мы представили, какие отзывы об этом произведении могли бы появиться в научно-популярной периодике нашей страны на протяжении жизни целого поколения за время радикальных изменений нашего социума.

Елена Лаевская

Мы дружили с детства: вышли из одной песочницы: Мишка Толстопуз, Олежкa и я.

Вместе лепили куличики, препарировали игрушечным совочком дождевых червей, играли с пацанами в войнушку и с девчонками в веревочку. Олежкa и я ходили в один детский сад, Мишку пасла бабушка.